Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Индивидуальная работа учителя как фактор профессионального совершенствования

Дата публикации: 2021-02-11 20:08:06
Статью разместил(а):
Куравина Екатерина Юрьевна

Индивидуальная работа учителя как фактор профессионального совершенствования

An individual activity of a teacher as a factor of his professional development

 

Автор: Куравина Екатерина Юрьевна

МАОУ “СОШ №137 г. Челябинска”, г. Челябинск, Россия.

e-mail: kuravinaeyu@gmail.com

Kuravina Ekaterina Yuryevna

The secondary school №137 of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.

e-mail: kuravinaeyu@gmail.com 

 

Аннотация: В этой статье в рамках информальной модели повышения квалификации автор рассматривает работу учителя над индивидуальной методической темой. Педагогам предлагается макет индивидуальной карты профессионального совершенствования.

Abstract: In this article in conditions of an informal model of professionalization the author views a teacher’s activity at an individual methodical theme.

Ключевые слова: индивидуальная методическая тема, самосовершенствование, обмен опытом, повышение квалификации.

Keywords: individual methodical theme, self-improvement, exchange of experience, professionalization.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Необходимым и очень важным элементом в системе повышения квалификации педагогов является индивидуальная работа учителя по теме самообразования.

На выбор индивидуально-методической темы учителя влияет:

интерес учителя к выбранной теме,

‒ методическая тема школы,

методическая проблема, над которой работает предметная кафедра.

Темы самообразования рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедр. В 2020-2021 учебном году педагогами были выбраны темы по следующим направлениям:

32% педагогов выбрали темы самообразования, связанные с применением цифровых технологий в образовательном процессе;

21% учителей в рамках методических тем рассматривают проблемы дистанционного обучения в школе;  

18% учителей связали темы самообразования с развитием у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности;

11% педагогов рассматривают в своих исследованиях различные аспекты достижения планируемых предметных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования;

10 % педагогов выбрали методические темы, посвящённые проблемам дифференцированного и индивидуального обучения;

8 % педагогов считают актуальной подготовку выпускников школы к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Важно отметить, что в этом учебном году все темы самообразования педагогов и методические темы кафедр прямо или косвенно связаны участием школы в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».

Одной из форм повышения квалификации является работа педагога с индивидуальной картой профессионального совершенствования учителя. Карта заполняется по мере продвижения педагога в исследовании его методической темы.

Педагогам предложен макет данной карты:

Фамилия, имя, отчество

Тема самообразования ...

1. Актуальность темы: краткое обоснование актуальности исследования.

2. Цель, задачи: учитель ставит цель своего исследования, определяет задачи для достижения этой цели.

3. Объект и предмет исследования: определяется теоретическая обоснованность выбранных объекта и предмета.

4. Тема исследования: раскрывается краткое содержание темы исследования, определяются основные источники, литература.

5. Предполагаемые результаты – представляются ожидаемые результаты исследования.

Работа над методической темой проводится в несколько этапов:

1. Аналитический этап, на котором изучается состояние проблемы, определяются затруднения, актуальные для педагога или учащихся, требующие исследования и разрешения.

2. Организационный этап, на котором происходит постановка цели, задач исследования, определяется план работы.

3. Содержательно-деятельностный этап. На данном этапе изучается основное содержание, определяются основные понятия, изучается эффективный опыт других педагогов по данной проблеме, теоретическая и методическая литература, интернет-ресурсы. Педагог участвует в различных семинарах, вебинарах, круглых столах, проходит курсы по исследуемой теме. Разрабатываются технологии, методические и дидактические материалы и рекомендации.

4. Этап внедрения и оценки. Проводится работа по апробации и внедрению новых технологий и методик в учебно-воспитательный процесс. Проверяется их результативность, проводится корректировка.

5. Итогово-аналитический этап, на котором проводится анализ полученных результатов, осуществляется обобщение и распространение опыта учителя через выступления на научно-практической конференции, методическом семинаре и/или публикацию методических материалов. На данном этапе уточняются перспективы дальнейшей работы над данной проблемой, отдельными ее аспектами или необходимость поиска новой методической темы.

Продолжительность работы над методической темой может быть различной по времени.

Работа над методической темой вписывается в информальную модель образования и способствует реализации индивидуальной образовательной траектории педагога.

Особая роль в системе повышения квалификации педагога, его профессионального развития  принадлежит предметным кафедрам. 

Предметная кафедра как структурный элемент системы повышения квалификации педагога выполняет следующие функции:

1. Методическое сопровождение педагогов: определение тем самообразования, обсуждение результатов индивидуальной работы, взаимообучение.

2. Мониторинг процесса повышения квалификации: изучение затруднений, собеседование, самоотчет учителя о выполнении плана индивидуальной работы.

3. Сетевое взаимодействие: повышение квалификации в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Важным направлением деятельности кафедры является организация взаимообучения, обмен опытом, наставничество. С этой целью проводятся открытые и пригласительные уроки и внеклассные мероприятия, такие как «Литературная гостиная», «Образовательный квест», «Географический баттл», «Суть времени» и другие.

Внедрение системы индивидуальной работы педагога в практику работы школы доказало её эффективность.

 

Список литературы:

1. Кеспиков В.Н. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. 251 c.

2. Конаржевский Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. – Челябинск, 1989. 151 с.

3. Куравин Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1997.

4. Резанович И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И.В. Резанович, Г.А. Шкерина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2010. – № 4.

5. Усынин В.В. Организация и управление самообразованием педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности в условиях лицея как самообучающейся организации / В.В. Усынин, И.М. Василькова // Самообразование как фактор развития профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационного развития образовательной организации: сб. материалов науч.-практ. конф. / Челябинск. МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска», 2017. с.26-36

6. Штофф В.А. Роль моделей в познании. – Л.: изд. ГТУ, 1963.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN