Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Необходимость и способы формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе

Дата публикации: 2021-02-12 09:29:30
Статью разместил(а):
Ситникова Юлия Валерьевна

Необходимость и способы формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе

The need and the ways of formation of financial literacy of schoolchildren in educational process

 

Автор: Ситникова Юлия Валерьевна

МОУ "СОШ № 1", г. Богданович, Свердловская область, Россия.

e-mail: sitnikova.iuliya2014@yandex.ru

Sitnikova Iuliia Valerevna

School 1, Bogdanovich, Sverdlovsk region, Russia.

e-mail: sitnikova.iuliya2014@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье говорится о необходимости формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе, так как   в их будущей жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может   ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. В статье раскрываются пути решения данного вопроса о повышении финансовой грамотности в рамках образовательных учреждений.

Abstract: This article tells about the need to form financial literacy of schoolchildren in the educational process.  There will be a lot of important financial decisions in schoolchildren’s future life. If they make a mistake in their decisions, it can decrease living standard and move away important financial goals. The need to introduce financial literacy lessons in schools is relevant because nowadays teenagers are quite active to buy goods themselves using plastic cards and mobile applications. The article reveals the solutions of improving financial literacy in educational institutions.

Ключевые слова: финансовая грамотность, школьная программа.

Key words: financial literacy, school curriculum

Тематическая рубрика: общепедагогические темы.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ситниковой Юлии Валерьевны «Необходимость и способы формирования финансовой грамотности школьников в образовательном процессе» МОУ "СОШ № 1", г. Богданович, Свердловская область, Россия.

В статье рассматривается понятие финансовой грамотности и его операционализации.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как финансовая грамотность необходима людям в любом возрасте, в том числе и для школьников. Правительство разрабатывает программы в данной области, опираясь на отечественных и зарубежных исследователей. Предполагается, что повышение грамотности школьников принесёт большую отдачу в стратегическом плане, они более восприимчивы к программам, в рамках образовательных институтов можно достичь максимального охвата различных слоев населения, и финансовое образование будет иметь наиболее долгосрочный эффект. В России уровень финансовой грамотности невысок, и поэтому этот вопрос считается актуальным.

Таким образом, автор делает вывод о том, что предмет финансовой грамотности (в виде отдельного курса или факультатива) в школе должен в большей степени быть проблемно ориентирован, нежели чем описателен. Школьники лучше воспримут материал, поданный в проблемной форме, развивающей компетенции потребителя, нежели чем описания финансовых институтов и услуг как таковых.

Считаю, что статья актуальна в нашем постиндустриальном обществе. Финансовая грамотность молодых россиян должна соответствовать новому рынку. Практико-ориентированные задачи по финансовой грамотности могут стать одним из эффективных средств повышения мотивации также к изучению математики. Знание базовых понятий финансовой грамотности и владение навыками их использования в практической деятельности дает возможность человеку эффективно управлять личными финансами, то есть контролировать расходы и доходы, планировать личный бюджет, пользоваться накопительными и страховыми инструментами, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy

Ольга Львовна Гиршевич

 

Сегодня система современного российского образования охватывает практически все сферы жизни общества, что должно обеспечивать качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Существенным пробелом в системе образования до настоящего времени была только практическая подготовка учащихся к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.

В условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной деятельности, но и в рамках семьи. Кроме того, в период экономической нестабильности и малой предсказуемости развития финансовых рынков еще более повышается значимость получения гражданами доступа к достоверной и надежной информации о финансовых услугах и защите своих прав в качестве потребителей финансовых услуг.

Уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления. Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь. Специалисты отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам.

25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечивает координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.

Каковы же пути решения данного вопроса о повышении финансовой грамотности в рамках образовательных учреждений:

1. Применять различные формы и модели организации образовательного процесса при изучении основ финансовой грамотности (уделять большое внимание как теоретическому, так и практическому аспектам изучения основ финансовой грамотности на разных ступенях обучения; включить финансовую проблематику в традиционные учебные предметы (5-9 классы - обществознание, математика, история, курсы внеурочной деятельности, 10-11-е классы –обществознание, экономика, право, элективные курсы).

2. Активизировать взаимодействие с финансовыми структурами, что создаст возможность получения информации и опыта «из первых рук».

3. Создание образовательных программ по основам финансовой грамотности, которые должны быть ориентированы на учет возрастного, образовательного, культурного уровня обучающихся, доступность заданий для обучения, соответствовать содержанию федерального государственного образовательного стандарта по обществознанию.

4. Рабочие программы учебных предметов, в которые будет внедряться модуль по основам финансовой грамотности, внеурочной деятельности должны быть больше проблемно-ориентированными, чем описательными. Обучающиеся лучше воспримут материал, поданный в проблемной форме, развивающей компетенции потребителя, нежели чем описания финансовых институтов и услуг как таковых.

5. При разработке программ по основам финансовой грамотности учитывать возрастные особенности школьников, что позволит сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность школьникам избежать ошибок во взрослой жизни.

6. Профессиональная подготовка педагогов в сфере финансового образования.

7. Разработка контрольно-измерительных инструментов оценки полученных знаний и регулярное тестирование обучающихся по основам финансовой грамотности.

8. Привлечение родительской общественности в оказании помощи организации образовательного процесса по данному направлению.

Почему необходимо формирование финансовой грамотности школьников в образовательном процессе? Ответ очевиден. Школьники получат теоретические знания, грамотность, чтобы использовать их каждый день. Важно разобраться сначала с базовыми понятиями — откуда вообще берутся деньги. Потом – научиться ставить финансовые цели, достигать их, а это уже азы экономики. А если изучить еще и технику увеличения своего дохода, то можно накопить деньги, потом их инвестировать, получить проценты и заработать. Самое интересное, что школьники могут делать это уже сейчас! И здесь уместно будет сказать о том, что введение в школьную программу вопросов финансовой грамотности не только необходимо уже сейчас, но, и обусловлено временем и ожиданиями наших детей: быть образованными членами современного общества.

 

Список литературы:

1. Патрушева Ю. День финансовой грамотности в учебных заведениях: [на примере Уральского государственного экономического университета] // Банк. — Екатеринбург, 2013. — № 9. — С. 19-20.

2. Холяпина А.Е., Искусство считать деньги: как повысить финансовую грамотность // Библиотечное дело. — 2012. — № 20. — С. 12-14.

3. Ветказова С. Одной смекалки мало. Российским подросткам требуются иные образовательные программы по финансовой грамотности // Управление школой - Первое сентября. — 2014. — № 12. — С. 22-23.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN