Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Специфика изучения словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2022-10-05 00:18:14
Статью разместил(а):
Юрченко Анастасия Владимировна

Специфика изучения словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

The specifics of the study of verbal and logical thinking of children with general speech underdevelopment of senior preschool age

 

Автор: Юрченко Анастасия Владимировна

ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос», пос. Павлово, Ленинградская область, Россия.

e-mail: madam.sergeenko@yandex.ru

Yurchenko Anastasia Vladimirovna

Pavlovsky center Logos, Pavlovo, Leningrad region, Russia

e-mail: madam.sergeenko@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об актуальности исследования дошкольников с общим недоразвитием речи, о том, что процесс мышления у таких детей отстает в развитии.

Abstract: In this article, the author writes about the relevance of the study of preschoolers with general underdevelopment of speech, that the thinking process of such children lags behind in development.

Ключевые слова: изучение мышления, дети с общим недоразвитием речи, словесно-логическое мышление.

Keywords: study of thinking, children with general underdevelopment of speech, verbal and logical thinking.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст, по мнению психологов – это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная  от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением. Значительная морфологическая перестройка мозговых структур шестилетнего ребёнка сопровождается еще более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на  его психических функциях.

Наблюдающаяся в последнее время тенденция снижения уровня познавательных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи показывает, что коррекционно-логопедическая работа, основанная на реализации психолого-педагогических условий всестороннего гармоничного развития ребёнка, нуждается в совершенствовании. У большинства из них отмечаются нарушения основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудность включения, распределения и переключения. Часто наблюдается снижение вербальной памяти, проявляющееся трудностью запоминания стихотворений, элементов и последовательности предложенных для выполнения инструкций. Выявляется отставание в развитии словесно-логического мышления в виде недостаточности понимания детьми логико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.

Данные проблемы затрудняют коррекцию речевых нарушений и развитие речи детей дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. Его составляющие: восприятие, внимание, память, мышление, речь – тесно связаны между собой. Особенно очевидным является взаимное влияние мышления и речи, следовательно, особое внимание необходимо обратить на развитие словесно-логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, что позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, с помощью словесного описания он может представить то, что никогда не видел. Ребёнок учится рассуждать логически, что является свидетельством формирования словесно-логического мышления (вербального интеллекта). Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Основными его формами являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов, что особенно сложно для детей с нарушением речи. Например, словом «птица» мы обозначим и крошечную канарейку, и голубя, и огромного страуса. Для выделения главных признаков требуется абстрагироваться от второстепенных признаков, которых в любом предмете много. Этому служит сравнение предметов. Операция сравнения обеспечивает выявление сходства и различий между объектами. Уровень сформированности сравнения определяется в первую очередь тем, опирается ли оно на существенные или же на случайные признаки. Так, утверждение о том, что сходство зайца с лисой определяется наличием хвоста, а различие – тем, что лиса больше зайца, что свойственно для детей с недоразвитием речи, является менее содержательным, чем поиск сходства в том, что лиса и заяц живут в лесу, а различия – в том, что лиса – хищная, заяц – травоядный.

Для выделения признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить предмет на его составные части или признаки, затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей или признаков предмета в единое целое. Операция обобщения обеспечивает объединение объектов в группу на основе тех или иных признаков. Основой для обобщения служит сравнение.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает раз­виваться ещё в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способ­ность использовать словесные рассуждения при решении ре­бёнком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эго­центрической речи, описанном Ж. Пиаже.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум в два этапа. На первом этапе ребёнок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, науча­ется пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Словесно-логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслитель­ного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Ребёнок должен рассу­ждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Должен сравни­вать и устанавливать искомые связи, группировать разные и различать сходные предметы, все это выполнять лишь посред­ством умственных действий.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без ис­пользования образов, ребёнок должен усвоить выработанные челове­чеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Понятия объединены между собой в стройные системы, позволяю­щие из одного знания выводить другое и тем самым решать мысли­тельные задачи, не обращаясь к предметам или образам. Имеющиеся у детей представления не могут стихийно превратиться в понятия. Их можно только использовать при формировании понятий. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возрас­та в условиях специально организованного обучения. При таком обу­чении, прежде всего, организуют особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом. Ребёнок получает средство, орудие, необходимые для того, чтобы при помощи собственных дей­ствий выделить в предметах или их отношениях те существенные при­знаки, которые должны войти в содержание понятия.

Дошкольника учат правильно применять такое средство и фиксировать результат. Следующий шаг формирования понятия состоит в том, чтобы ор­ганизовать переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением. Получая соответствующее задание, ребёнок постепенно перестаёт использовать реальную меру, а вместо этого рассуждает о количест­вах, имея в виду возможность измерения. В этих рассуждениях его уже не сбивает изменение внешнего вида предметов, знание оказывается сильнее непосредственного впечатления. При образовании понятий не только исходная форма внешнего ориентировочного действия, но и процесс интериоризации носит иной характер, чем при овладении наглядно-образным мышлением.

Обяза­тельным становится этап, на котором ребёнок заменяет реальное дей­ствие развёрнутым словесным рассуждением, воспроизводя в словес­ной форме все основные моменты этого действия. В конечном счёте, рассуждение начинает вестись не вслух, а про себя, оно сокращается и превращается в действие отвлечённого логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. В дошкольном возрасте, однако, полной отработки усваиваемых ребёнком действий с понятиями ещё не происходит. Ребёнок большей частью может при­менять их, только рассуждая вслух.

Дошкольный возраст осо­бо чувствителен, сензитивен к обучению, направленному на развитие образного мышления, что попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления в этом возрасте нецелесообразны. На общей «лестнице» психического развития логическое мышле­ние стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позд­нее, на основе образного, и даёт возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться как можно раньше сформировать у ребёнка логическое мышление. Во-первых, усвоение логических форм мышле­ния без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм будет неполноценным. Развитое образное мышление подводит ребёнка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщённые мо­дельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Во-вторых, и после овладения логическим мышлением, образное нисколько не теряет своего значе­ния. Даже в самых, казалось бы, отвлечённых видах деятельности человека, связанных с необходимостью последовательного, строго логического мышления (например, в работе учёного), огромную роль играет использование образов.

В своих работах Л.С. Выготский доказывает, что мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс.

В настоящее время резко возросло число детей с перинатальными мозговыми дисфункциями. Особенности развития мозга большинства современных детей, как показывают нейропсихологические данные, отличаются целым рядом патологических стигм. В нейропсихологии описаны синдромы функциональной несформированности тех или иных областей левого или правого полушарий, мозолистого тела, подкорковых образований. Функции подкорковых образований мозга (а они универсальны для психического развития в целом), обеспечивают нейробиологические звенья речи, без которых она, равно как и другая психологическая функция, попросту невозможна. Эти зоны мозга опосредуют эмоционально-мотивационный базис речи, образуют мозговую организацию сенсомоторных звеньев и консолидацию с другими психическими функциями (движением, восприятием, памятью). Функциональность мозолистого тела обеспечивает межполушарное взаимодействие, необходимое для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Неравномерность формирования психических функций затрудняет развитие психических процессов. Исследования А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др. показывают, что в группах детей, демонстрирующих недоразвитие названных образований мозга, наблюдается максимальное накопление случаев общего недоразвития  речи.

Речь – одно из важнейших средств общения. Речевое общение ребёнка, с взрослым и сверстниками,  в процессе деятельности, имеет исключительное значение и является источником психического развития, носящим развивающий характер. Понимание речи окружающих и собственная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают деятельность ребёнка.

Особенную актуальность это приобретает в развитии ребёнка с общим недоразвитием речи. Препятствия в общение, возникающие из-за проблем с речью в значительной степени сказываются на интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Низкий уровень общения способствует замкнутости, нерешительности, замедляет включаемость в ситуацию общения, а также характерна низкая познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной, прослеживаются нарушения фонетики, лексики и грамматики.

Все особенности речевого высказывания отражаются в связной речи детей, которая характеризуется также отсутствием чёткости, последовательности, отрывочностью, акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения, трудности в умении планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации,  определять содержание своего высказывания, затрудняет установление логических  взаимосвязей. Современные исследователи детской речи свидетельствуют о тесном взаимодействии когнитивных и языковых структур, в речевом процессе наличие общих операционных  механизмов, составляющих базис, как языковой, так и когнитивной деятельности ребёнка. Формирование обобщённых знаний об окружающем мире, умения строить развёрнутые суждения, поиск точного определения и запоминание его, обеспечивает умственное и речевое развитие ребёнка. В  единстве с  мыслительной деятельностью формируется речь: логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Формирование психических процессов, и в частности словесно-логического мышления стимулирует процесс развития речи дошкольника с общим недоразвитием речи, а обучая ребёнка речи,  одновременно стимулирует развитие интеллекта, считают такие исследователи,  как Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Д. Филичева, Г.Б. Чиркина и др.

Формированию  логического мышления у детей дошкольного возраста, такие авторы, как А.Н. Давидчук, Т.Д. Тарунтаева, О.В. Черкасова, особое место отводят математике. По их мнению, ни одна наука не даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному и логическому мышлению. Ни один предмет не может дать возможность понять процесс анализа и синтеза через квалификацию, группирование, сравнение. Немаловажным является тот факт, что как только ребёнок овладеет этими процессами, так он получает своеобразный «ключ», при помощи которого может вникать и разбираться во всех существующих направлениях науки и помогающих ему самому выводить новые знания, из уже известных, или вновь узнаваемых.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий уровень общения, который способствует замкнутости, нерешительности, замедляет включаемость в ситуацию общения, а также характерна низкая познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность. У детей с общим недоразвитием речи, недостаточно сформирована связная речь: ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов, с различными значениями, делает речь детей бедной и стереотипной, отсутствие чёткости, последовательности. Характеризуется акцентом на внешние поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения, трудности в умении планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации,  определять содержание своего высказывания, затрудняет установление логических  взаимосвязей.

Проблема развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных задач от решения, которых зависит совершенствование коррекционно-развивающей работы дошкольного учреждения, направленной на интеграцию сенсомоторного развития, формирование речевых умений и навыков, понятийного и творческого мышления. Логика мышления ребёнка, отражается в связной речи, в его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Уровень монологической речи свидетельствует об осознанности, самоконтроле, умственной активности. По тому, как он строит свои высказывания, можно судить об уровне его психического и в частности интеллектуального и произвольного развития. Коррекция и развитие психических процессов, мыслительных операций способствует развитию речевой деятельности. Проблема  развития речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи  требует анализа и осмысления.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются своеобразные недостатки познавательной деятельности. У этой группы детей обнаруживается  специфические особенности мыслительной деятельности: импульсивность, недостаточность целенаправленности селективности, отбора существенных признаков,  трудности организации смысловых и языковых программ, включающих большое количество элементов, ограниченный объем обработки информации, нарушение динамики мыслительных  процессов, склонность к «застреванию» на предыдущих способах решения задачи, слабость переключения от одного действия к другому, недостаточность процесса интериоризации умственных действий.

Недостаточность и своеобразие формирования операционального компонента мыслительной деятельности, по данным литературы, обусловлены сложностью структуры и механизмов нарушения речевого развития в целом, сложности оперирования понятиями, вследствие непонимания значения слов, недоразвитие основных мыслительных операций, сложности установления причинно-следственных связей.

Анализ литературных данных показал, что:

1) Несмотря на многочисленные психолого-педагогические исследования дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема их обучения остается актуальной.

2) Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и раз­вития процесса мышления по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных в психо­логии.

3) Процесс мышления отстаёт в развитии у детей с общим недоразвитием речи и имеет ряд особенностей.

4) В научных исследованиях отмечается, что категория детей с общим недоразвитием речи характеризуется многообразием проявлений отклонений в развитии мыслительных процессов: импульсивность, нецеленаправленность,  нарушение динамики мыслительных  процессов, персеверативность, сложности установления причинно-следственных связей и т.д.

 

Список литературы:

1. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова Дошкольное воспитание. 2008г.

2. Белова Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников. Е.С. Белова // Психологическая диагностика. 2008г.

3. Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду. В.Ф. Богат // Ребенок в детском саду. 2007г.

4. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К Психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982г.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для пед. Училищ. М.: Просвещение, 1988г.

6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: 1990г.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999г.

8. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. Соб. соч., Т.2., 1932г.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: АПН, 1976г.

10. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.,1981г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN