Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии

Дата публикации: 2023-05-03 22:28:12
Статью разместил(а):
Таланова Людмила Николаевна

Особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии

Features of educational work with children with multiple severe developmental disabilities

 

Автор: Таланова Людмила Николаевна

ГБОУ "Школа № 627 Невского района", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: talanova_ln@school627.ru 

Talanova  Lyudmila  Nikolaevna

School 627 Nevsky district, St-Petersburg, Russia.

e-mail: talanova_ln@school627.ru

 

Аннотация: В данной статье анализируются особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными нарушениями развития на примере детей с умеренной умственной отсталостью, указываются дидактические принципы, на которые необходимо опираться в работе с данной категорией детей, а также содержание, методы и формы работы, описываются практические умения и навыки, необходимые для повседневной жизни и ориентировки в ближайшем окружении данной категории детей, рассказывается о коррекции их психомоторных функций.

Abstract: In this article analyzes the features of educational work with children with multiple developmental disabilities on the example of children with moderate mental retardation, indicates the didactic principles on which to rely in working with this category of children, as well as the content, methods and forms of work, describes the practical skills and skills necessary for everyday life and orientation in the near future. in the environment of this category of children, it is told about the correction of their psychomotor functions.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, умеренная умственная отсталость, зона ближайшего развития, психомоторные функции, индивидуальные особенности детей, интеграция в общество.

Keywords: severe multiple developmental disorders, moderate mental retardation, zone of proximal development, psychomotor functions, individual characteristics of children, integration into society.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Высокий уровень развития современных технологий по изучению особенностей развития детей различных категорий позволяет выделить более двадцати видов множественных тяжелых нарушений, которые характеризуются сочетанием двигательных, сенсорных, эмоциональных нарушений с умственной отсталостью различной степени.

С момента появления первых публикаций по данной проблеме накопилось много научных данных. В настоящий момент имеются противоречия между актуальностью данной проблемы и степенью ее научной разработанности. Это противоречие обуславливается недостаточным пониманием тяжести множественных нарушений, малой изученностью психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием и скудностью представлений о когнитивных возможностях данной категории детей.

Исходя вышесказанного можно говорить о том, что в психолого-педагогическом аспекте в настоящее время остается еще нерешенной проблема психического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями, а также проблема помощи и поддержки детям, имеющим сочетания двух и более нарушений.

В этой статье анализируются особенности учебно-воспитательной работы с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии на примере детей с умеренной умственной отсталостью. Под учебно-воспитательной работой с детьми, имеющими множественные тяжелые нарушения в развитии, подразумевается привитие им ряда социально значимых умений и навыков (самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, коммуникации, организации досуга), позволяющих приобрести относительную долю самостоятельности в устройстве собственной жизни и повышении ее качества.

Для достижения данной цели необходимо определить основные дидактические принципы, содержание, методы и формы педагогической работы. Основным дидактическим принципом, на который необходимо опираться в обучении и воспитании детей с множественными нарушениями в развитии, является принцип коррекционно-развивающей и воспитывающей направленности обучения. Еще Л.С. Выготский указывал на то, что ребенок с умственной отсталостью, овладевший мышлением, речью, примитивными формами труда, может и должен получать от воспитания нечто иное, чем просто автоматические навыки. Здесь речь идет о развитии когнитивной деятельности (формировании на элементарном уровне простейших обобщающих понятий, умений ориентироваться в доступном аналогичном задании, способности оценивать результаты своей деятельности, готовности к взаимопомощи).

В процессе коррекционно-развивающей работы воспитанников необходимо приучать к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации, что должно стать для них потребностью, привычкой. Немаловажное значение в коррекционно-развивающей работе играют индивидуальный и дифференцированный подходы.

Дифференциация включает в себя учет индивидуальных особенностей детей. Это обусловливает выбор соответствующих средств и методов обучения. Знание индивидуальных психофизических особенностей каждого воспитанника позволит найти более эффективные способы коррекционной работы с ним.

Принцип доступности и практической направленности предполагает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей. По отношению к детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью применение данного принципа является крайне сложным. Поэтому педагоги часто опираются лишь на имеющийся уровень познавательных способностей воспитанников и приспосабливают к ним учебный материал, существенно облегчая его. Л.С. Выготский говорил, что под влиянием пессимистического взгляда на детей с глубокими нарушениями происходят обычно снижение требований, заведомые суждения и сокращения материала, который преподносит детям учитель. Поэтому обучение должно строиться так, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая определенные трудности, требующие хоть небольшого, но постоянного увеличения степени самостоятельности.

Вся коррекционно-воспитательная работа с данными детьми должна опираться на относительно сохранный у них «практический интеллект», который, по мнению Л.С. Выготского, может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций. Принцип расширения социальных связей подразумевает включение детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в различные доступные им ситуации общения с другими людьми, способствующие их интеграции в общество.

В работе с детьми, имеющими множественные тяжелые нарушения в развитии, используются такие методы, как словесный (объяснение, инструкция, рассказ, беседа); наглядный (демонстрация изучаемых объектов, наблюдение, показ видеофильмов); практический (дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, трудовые и социально-бытовые задания). При выборе содержания обучения детей с умеренной умственной отсталостью нужно опираться на опыт известных отечественных олигофренопедагогов, которые пишут, что для умственно отсталых детей наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей. Поэтому основной акцент был сделан на достижение оптимального для каждого воспитанника уровня развития в физическом, речевом, интеллектуальном, эмоциональном, социально-бытовом и социокультурном планах.

Учебно-воспитательная работа с детьми с множественными тяжелыми нарушениями включает такие направления, как реализация потенциальных психомоторных и речевых возможностей, формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки, обучение навыкам общения и культурного проведения досуга.

Деятельность по реализации потенциальных психомоторных и речевых возможностей ведется с детьми, которые ранее не были охвачены коррекционно-развивающей работой в специальных учреждениях или в учреждениях социальной защиты. Несформированность ряда психомоторных и речевых умений и навыков, потенциально возможных у этих детей, тормозит их обучение обслуживающему труду и общению.

Коррекция психомоторных функций детей с тяжелым нарушением интеллекта включает в себя развитие крупной моторики (статической и динамической координации движений, силы и выносливости основных мышечных групп); развитие мелкой моторики (тонких движений кистей и пальцев рук); формирование и совершенствование двигательных умений и навыков характера. Для этого используются специально подобранные игры и упражнения практической направленности, способствующие выработке ряда двигательных стереотипов, необходимых для овладения общетрудовыми и умениями и навыками. Коррекция речи детей с интеллектуальным недоразвитием направлена на формирование и совершенствование доступных способов коммуникации (вербальных или невербальных).

В работе с детьми, у которых имеется устная речь разного уровня сформированности, используются такие подходы, как коррекция дефектов звукопроизношения; расширение активного словаря; формирование фразовой речи; обучение элементам письма. Неговорящих детей целесообразно обучать невербальным средствам коммуникации: жестам; «чтению» и «письму» посредством картинок, символов, пиктограмм. Чтение и письмо в этом случае трактуются в более широком значении, чем это принято в образовании. Чтение включает в себя такие умения и навыки, как «чтение» ситуации; «чтение» картинок; «чтение» пиктограмм; глобальное «чтение» слов.

Занятия по коррекции речи детей с умеренной умственной отсталостью носят индивидуальный характер и учитывают их интеллектуальные и речевые возможности. Учебный материал подбирается на основе интересов и предпочтений каждого ребенка.

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентировки актуально в отношении детей с выраженным нарушением интеллекта, ранее нигде не обучавшихся и поэтому плохо приспособленных к самостоятельности в быту и посильным трудовым поручениям. Обучение навыкам общения и культурного проведения досуга для детей с недоразвитием интеллекта приобретает все большее значение, так как способствует расширению социальных контактов со сверстниками и взрослыми.

Позитивная коммуникация таких детей в социуме достигается с помощью создания для них комфортных условий во время дневного пребывания в коррекционном образовательном учреждении (организация совместных хозяйственно-бытовых дел, кружковой работы), обеспечения коллективных посещений различных зрелищных мероприятий, праздников.

Итогом обучения детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих множественные тяжелые нарушения в развитии, является выработка у них практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и ориентировки в ближайшем окружении. Это, в конечном счете, и будет способствовать их интеграции в общество.

 

Литература:

1. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 374-389.

2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. - М.: Просвещение, 2008. 111 с.

3. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. 1989. № 3. С. 3-10.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1983.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. 152 с.

6. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15-20.

7. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер - М.: Аркти, 2000.

8. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001. С. 332-345.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN