Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Модель инклюзивного образования на примере МБОУ "СШ № 65" из г. Красноярска

Дата публикации: 2019-11-26 11:57:14
Статью разместил(а):
Соловьева Светлана Алексеевна

Модель инклюзивного образования на примере МБОУ "СШ № 65" из г. Красноярска

An inclusive education model by example School No. 65 of the city of Krasnoyarsk 

 

Авторы:

Соловьева Светлана Алексеевна

МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.

e-mail: sveta_sdv908070@mail.ru

Solovieva Svetlana Alekseevna

School № 65, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: sveta_sdv908070@mail.ru

Колпакова Ольга Владимировна

МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.

e-mail: sveta_sdv908070@mail.ru

Kolpakova Olga Vladimirovna

School № 65, Krasnoyarsk, Russia

e-mail: sveta_sdv908070@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ. Особое внимание уделяется формам организации обучения и деятельности службы сопровождения.

Abstract: The article is devoted to the issues of organizing inclusive education for students with disabilities. Special attention is paid to the forms of organization of training and activities of the escort service.

Ключевые слова: инклюзия, учащиеся с ОВЗ, служба сопровождения.

Keywords: inclusion, students with disabilities, escort service.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Модель инклюзивного образования на примере МБОУ "СШ № 65" г. Красноярска Соловьевой Светланы Алексеевны, Колпаковой Ольги Владимировны МБОУ "СШ № 65", г. Красноярск, Россия.

 

Актуальность направленности работы с детьми заявленной категории, представленная в данной статье, не вызывает сомнений. Работа Соловьевой С.А. и Колпаковой О.В. отражает цели, ценности, парадигму инклюзивного образования в школе. Этим обусловлена её актуальность, продиктованная стратегией и тактикой ФГОС.

Данная статья отражает коррекционно-развивающую работу, модель которой обусловлена накопленным опытом коллектива МБОУ СШ № 65 г. Красноярска сопровождения учащихся с ОВЗ. Построена собственная эффективно работающая модель работы с детьми с ОВЗ с учётом реальных финансовых и кадровых возможностей данного образовательного учреждения и анализа ситуации в образовании в целом. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному. Чем ребёнок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь. 

Для реализации инклюзивного образования авторы опираются на широкий спектр педагогических, общедидактических, специальных и специфически принципов.

Контрольно-диагностический материал программы включает в себя методики и формы диагностики, направленные на усвоение учебного материала, возможность применить полученные навыки в последующей деятельности, динамику развития школьника заявленной категории.

Итак, представленные материалы выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС.

Даная статья может быть рекомендована к публикации после оформления согласно ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам и ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Рецензент: кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy, педагог высшей квалификационной категории

Ольга Львовна Тычина

 

МБОУ «Средняя школа № 65» (далее МБОУ "СШ № 65") является образовательной организацией, реализующей общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

МБОУ "СШ № 65" расположена в Ленинском районе города Красноярска и начинает свою историю с 1969 года. Национальный состав учащихся разнообразный. В школе немало детей, рожденных в семьях, где родители разных национальностей. Социальные условия большей части учащихся сложные. Много многодетных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении.

Школа состоит из двух корпусов: коррекционного и общеобразовательного.

На основании Положения главного управления образования администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 № 56-р (пункты 14, 20.1)  по итогам работы базовых площадок по инклюзивному образованию в 2018-2019 учебном году МБОУ СШ № 65 стала  базовой площадкой в  г. Красноярске.

Контингент обучающихся:

В МБОУ СШ № 65 в 2019 – 2020 учебном году 840 обучающихся 1 - 11 классов, из них – 25% дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и дети-инвалиды; 1%-дети-инвалиды, не имеющие статс ОВЗ.
Особенности контингента ежегодно определяют специфику организации учебно-воспитательного процесса.

Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленного опыта сопровождения учащихся с ОВЗ. Коллектив МБОУ СШ № 65 построили свою собственную эффективно работающую модель с учетом реальных финансовых и кадровых возможностей нашего образовательного учреждения и анализа ситуации в образовании в целом. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода строится по-разному. Чем ребенок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь. 

Модели организации учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день школа реализует 4 вектора образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

· Вектор -1. «Обучение на дому». Индивидуальное обучение и воспитание детей с ОВЗ на базе школы и на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ.

· Вектор -2. «Инклюзивный класс». Обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками.

· Вектор -3. «Класс учащихся с ЗПР». Обучение и воспитание детей с ЗПР в специальном классе общеобразовательного учреждения. Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленного опыта.

·  Вектор -4. «Ресурсный класс». В ресурсном классе занимаются дети с особенностями развития, которые еще не готовы учиться наравне с обычными детьми. Ученики ресурсного класса работают по индивидуальным программам со своими наставниками —тьюторами. Постепенно, по мере готовности к присутствию на уроках в обычных классах, они включаются в совместное обучение с одноклассниками.

В реализации Вектора – 3 и Вектора - 4 работает принцип «обратной инклюзии». Вовлечение учащихся, не имеющих статуса ОВЗ во внеклассные мероприятия специальных коррекционных классов.

Эффективная реализация моделей обучения предполагает создание специальных образовательных условий:

Внеучебное пространство: Вход в школу оборудован пандусом, в целях релаксации в классах оборудованы специальные «зоны отдыха» или отдельные игровые кабинеты для учащихся начальной школы.

Учебное пространство: Учебные кабинеты адаптированы для различных форм работы, кабинеты для групповых занятий, в которых проходят уроки классов ЗПР, инклюзивного класса, ресурсного класса;  оснащены кабинеты специалистов сопровождения, сенсорная комната.

Административная поддержка:

Понимание и принятие администрацией необходимости и смысла инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Экспертиза принимаемых административных решений службы психолого-педагогического сопровождения на соответствие принципам инклюзии. 

Финансовое обеспечение Финансовая возможность сформировать в школе команду психолого-педагогического сопровождения, включающую в себя специалистов различного профиля.

Кадровое обеспечение. Наличие в школе службы психолого-педагогического сопровождения, наличие у всех педагогов базовых знаний из смежных областей: психологии, дефектологии, логопедии, а также специфики развития людей с РАС. 57 % педагогических работников, имеют высшую квалификационную категорию, 32 % первую квалификационную категорию, 11% не имею категории.

Командная работа всех специалистов школы. Общая система педагогических и этических ценностей. Постоянная поддержка и взаимозаменяемость. Коллегиальное решение стратегических и проблемных вопросов.

Выстроенная система психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников школы. Формирование взаимного доверия.

Преемственность между всеми ступенями образования.

Совместные консилиумы при переходе ребенка со ступени на ступень и во время адаптации на новой ступени.

Работа с родителями всех учащихся.

Индивидуальные консультации, консилиумы, обучение родителей.

Вариативность методов работы и образовательной среды.

Различные формы проведения уроков, использование широкого диапазона методов и дополнительных учебных материалов, в том числе логопедических, дефектологических, учебников по программам различного вида; зонирование образовательного пространства школы и кабинетов, наличие ресурсных зон.

Непрерывное профессиональное развитие педагогов.

Систематические внутренние семинары, взаимообучение, участие педагогов в широком профессиональном сообществе, анализ и обобщение собственного опыта, представление его на психолого-педагогических конференциях, семинарах, круглых столах.

Сетевые формы взаимодействия.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса МБОУ СШ № 65 активно взаимодействует с организациями района и города:

1. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2» (далее МБУ ЦППМиСП № 2). Ленинский район, г.Красноярск.

2. Благотворительный фонд «Живое дыхание».

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет школьная служба сопровождения.

Помимо традиционных форм работы специалистов, включает в себя следующие направления деятельности:

1. Организационно-методическое направление: координация действий и нормативно-методическое обеспечение всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования ценностно-мотивационных установок здорового образа жизни.

Обеспечение координации деятельности достигается посредством: четкого распределения функционала педагогических работников; регламентации деятельности специалистов при поступлении в образовательную организации ребенка с ОВЗ, переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу,  реализации индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной ПМПК;   организации постоянно-действующего семинара по актуальным проблемам инклюзивного образования; организации межпредметной проектной деятельности и т.д.

2. Рациональная организация и содержание учебно-воспитательного процесса. Данное направление включает в себя следующее:

· Составление оптимального расписания дополнительных индивидуальных, групповых уроков и занятий по предметам учебного плана.

· Использование технологии психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся группы риска «Индивидуальный маршрут».

· Обеспечение и контроль соблюдения санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем учебной нагрузки, требования к двигательной активности учащихся, соблюдение режима использования ТСО, контроль организации питания и т.д.).

3. Социально-воспитательное направление  основной акцент делает на  формировании ценностно-мотивационных установок  на здоровый образ жизни, создании условий, способствующих расширению поля социальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшей профессиональной ориентации.

· Система классных часов по правилам дорожного движения.

· Программа адаптации обучающихся к школьной жизни «Я – первоклассник».

· Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему предметных олимпиад, ученических, творческих конкурсов школьного, районного, городского уровней.

· Реализация программы «Мы разные, но мы едины» (100% участие учащихся с ОВЗ в общешкольных мероприятиях).

· Сетевое взаимодействие с учреждениями города по вопросам информационно-просветительской деятельности, профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, социального сопровождения семей, профилактики употребления ПАВ.

4. Физкультурно-оздоровительная работа.

· Организация, проведение индивидуальных и групповых занятий по физической культуре и ЛФК учащихся всех групп здоровья.

5. Материально-техническое обеспечение. Включает в себя контроль состояния территории, здания и помещений в соответствии с требованиями санитарных правил. Обеспечение «универсальной безбарьерной среды», обеспеченности современными средствами, системами, оборудованием, соответствующим образовательным потребностям детей.  В условиях ограниченного объема бюджетного финансирования, необходимо: экономное и рациональное использование бюджетных средств; повышение ответственности и заинтересованности педагогического сообщества в облагораживании учебных помещений (обеспечение порядка  в учебных помещениях, формирование отношения к каждому учебному предмету как элементу образовательной среды, оформление выставок творческих работ обучающихся, тематических выставок  и пр.);привлечение  дополнительных ресурсов путем участия в конкурсах и грантах,  развития социального партнерства. 

6. Мониторинг здоровьесберегающей среды.  

Внутренний мониторинг.

В специальных коррекционных классах, для учащихся с ЗПР, реализуется программа «Здоровье», направленная на сохранение и улучшение соматического и нервно-психического статуса ученика в условиях обучения в МБОУ СШ № 65; вовлечение учащихся и педагогический коллектив в работу по формированию здорового образа жизни.

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.

Инклюзия является мощным ресурсом для школы. 

Анализируя наш опыт, можно сказать, что качественно выстроенная модель инклюзии создает психологически комфортную и безопасную среду для всех учеников школы. Возрастает профессионализм учителей в работе с разными группами детей. Инклюзивная школа предполагает наличие сильной высокопрофессиональной службы психолого-педагогического сопровождения, которая должна обеспечивать поддержку всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, администрацию школы. В этом случае и ученики, и учителя чувствуют себя комфортно и защищенно, не стремятся уйти, чувствуя, что потребности сильных учителей и учеников не менее значимы для школы.

Наличие в школе особых детей создает ситуацию необходимости участия в составе школьной команды специалистов различных направлений коррекционно-развивающей работы. Эти специалисты являются мощным ресурсом помощи учителям в работе со всеми детьми.

Инклюзивная образовательная среда делает необходимым формирование у учителя класса новых компетенций: необходимо уметь применять в своей работе различные педагогические технологии, структурированное обучение, дифференцированный подход, разноуровневое обучение и многое другое. Специалисты психолого-педагогической поддержки – психологи, дефектологи, логопеды помогают сформировать эти важные компетенции у учителей инклюзивных классов.

Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить. Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребенка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ученика. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить. Если для особого ребенка ситуация обучения в сообществе нормативных сверстников является мощным фактором формирования социальных компетенций, то для остальных детей ситуация совместного обучения с особыми детьми также у них принимающее отношение к людям, отличающимся от них, учит цивилизованно жить в ситуации человеческого разнообразия и многообразия.

Эта модель показала свою устойчивость и эффективность при объединении двух корпусов МБОУ СШ № 65 в единый образовательный комплекс. Удалось распространить инклюзивную модель на все уровни образования и сделать весь комплекс инклюзивным.

Проблемы при реализации Модели инклюзивного образования:

1. Требуется высокопрофессиональный специалист «тьютор», мнение которого должно учитываться и учителем, и завучем при организации образовательной среды для ребенка с ОВЗ, он должен обладать знаниями в области педагогики, психологии, дефектологии, а также аналитическим складом ума, чтобы понять, какие именно ресурсы необходимо привлекать по мере необходимости. 

2.Следует признать, что для детей с ОВЗ необходимы не только специальные условия и дидактические материалы, но и возможность дополнительного обучения с учителем в индивидуальном режиме, в микрогруппе до трех человек вне класса. Отсутствие же финансового механизма оплаты педагогических часов подобного формата обучения по определенным предметам или учебным темам представляет, на наш взгляд, значительную трудность в инклюзивной практике.  

3. На сегодняшний день, одна из немногих комплексно (организационно и документально) форм обучения для детей с ОВЗ – обучение на дому, в том числе в условиях школы, часто обусловлена причинами противоположными основам инклюзии и здесь мы встречаемся с проблемой: создание так называемой «условий инклюзии». Другим фактором, ограничивающим возможности инклюзии для данных категорий детей-инвалидов, является жесткие рамки Учебного плана в формате обучения на дому (обучение только индивидуально и не более предусмотренных законодательством часов).

 

Список литературы:

1. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. / О.С. Никольская, Е.Р., Баенская Е.Р., М.М. Либлинг и др. – М.: Теревинф, 2011, 224 с. 

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра в период начального школьного образования.

3. Розенблюм С.А. Инклюзивная школа для детей с РАС. Подходы и практический опыт. // Сборник статей «Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития». М., Акрополь, 2012.

4. Розенблюм С.А. От стратегии к реальности. Здоровье детей / С.А. Розенблюм // Первое сентября. – № 2. – 2012.

5. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. / Отв. ред. С.В. Алехина. / Под общей ред. Н.Я. Семаго. – Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование», М., 2012.

6. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. – М.: Секачев. 2013.

7. Хотылева Т.Ю., Розенблюм С.А. Иллюзии инклюзии. Из опыта инклюзивной школы. Готовность родителей к инклюзивному обучению детей или типичные ошибки родителей детей с РАС / Т.Ю. Хотылева, С.А. Розенблюм // Аутизм и нарушения развития. – № 3. – 2017.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN