Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Организация развивающего обучения на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

Дата публикации: 2019-12-15 16:08:33
Статью разместил(а):
Прокопьева Светлана Юрьевна

Организация развивающего обучения на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

Organization of developing training at the lessons of sewing in a special (correctional) school

 

Автор: Прокопьева Светлана Юрьевна

МКОУ "С(К)Ш № 53", г. Новосибирск, Россия.

e-mail: sveta221272@yandex.ru

Author: Svetlana Prokopyeva

Correctional school No. 53, Novosibirsk, Russia.

e-mail: sveta221272@yandex.ru

 

Аннотация: Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Профессионально – трудовое обучение является одним из главных условий подготовки, обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и занимает ведущее место в коррекционно-образовательном пространстве.

Abstract: The general task of the correctional school is to prepare students for independent life and work. Professional - work training is one of the main conditions of training, students with intellectual disabilities to independent life and takes a leading place in the corrective and educational space.

Ключевые слова: развивающее обучение, коррекционная школа, швейное дело.

Keywords: developing education, correctional school, sewing.

Тематическая рубрика: Коррекционная школа.

 

Профессионально-трудовое обучение наряду с другими учебными предметами, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача профессионально - трудового обучения: дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических причин, а также увеличение числа обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями здоровья.

Состав обучающихся специальной (коррекционной) школы неоднороден. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальных нарушений. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Развивающий характер обучения в коррекционной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию обучающихся.

Однако развитие без коррекции их мышления и нарушенных психофизиологических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение в специальной школе носит коррекционно-развивающий характер.

Программы профессионально-трудового обучения построены на операционно-предметной основе, т. е. обучение различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляющими в процессе изготовления ими полезных вещей.

Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций.

Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

·   разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

·   знать контурные срезы изделий и их названия;

·   уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;

·   определять последовательность выполнения задания;

·   выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.

Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у обучающихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий развивающего обучения в процессе профессионально-трудового обучения.

Наиболее актуальными в организации уроков швейного являются следующие направления:

· коррекция и развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на уроках швейного дела;

· обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;

· развитие самостоятельной ориентации.

Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая и дидактическая оснащенность мастерских. Особенно эффективны занятия с опорой на наглядные средства обучения:

наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).

- наглядные средства, применяемые для обучения планированию (предметные карты, предметно-технологические, инструкционные карты, планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).

На уроках швейного дела для эффективного процесса обучения используются предметные, предметно-технологические карты, инструкционные карты. Предметная карта отражает основные операции изготовления изделия, предусмотренного программой по швейному делу. На ней располагаются в определенной последовательности прикрепленные образцы одного изделия, а также могут располагаться инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта.

Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых приемов: изменение формы и размеров объекта. Используются для объяснения последовательности выполнения операций и при проверке знаний, учащихся о порядке выполнении предстоящей работы.

Разборные предметно-технологические карты, содержащие кроме предметных образцов, набор табличек с названием технологических операций более полно отражают план работы. Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.

Инструкционные карты представляют собой план изготовления изделия, который отражает те предметные образцы, которые расположены между кроем и законченным изделием и каждый образец соответствует технологической операции. Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися. Данные виды карт, в основном, используются в старших классах.

Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение предметных, предметно-технологических, инструкционных карт.

Многолетний опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у школьниц вырабатываются устойчивые умения и навыки. А именно предметные, предметно-технологические и инструкционные карты:

· способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например, обработка срезов обтачкой; обработка манжеты на рукаве и т.д.);

· развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий);

· у обучающихся вырабатываются контролирующие действия;

· карты облегчают понимание информации, которую учитель представляет на уроке;

· способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний и развитию профессиональных двигательных навыков;

· позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;

· повышают работоспособность;

· формируют основные компоненты любого трудового приема: результат, орудие труда, двигательная программа.

Анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) свидетельствует о том, что обучающиеся получают достаточную подготовку по швейному делу. Обучающиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них сформированы навыки и умения самостоятельной работы.

Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. После общей характеристики, более подробно рассматривается обработка отдельных узлов.

Словесный отчет о последовательности работы затрудняет многих учащихся, особенно в пятом классе, поэтому использование предметно-технологических карт и наводящих вопросов позволяет девочкам рассказывать о порядке предстоящей практической работы.

Обучение планированию способствует осознанию составленного пооперационного плана. В старших классах перед изготовлением изделий составляется план работы, используя элементы предметной карты, при этом могут получиться различные варианты планов, далее происходит его обсуждение в групповой беседе, доказывая целесообразность выполнения первой той или иной операции.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом и, прежде всего, для формирования отвлеченных понятий, обобщений, обще трудовых умений и навыков.

Использование предметной наглядности в виде предметных, предметно-технологических, инструкционных карт стимулируют обучение. У обучающихся более точно дифференцируются ощущения, достигается полнота их представлений о данном изделии.

 

Список литературы:

  1. С.Л. Мирский «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980.
  2. А.Н. Смирнова «коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы», М., Просвещение, 1982.
  3. «Трудовое обучение во вспомогательной школе» Из опыта работы. Составитель Е.А.Ковалева, М., Просвещение, 1988.
  4.  «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И. Сакс «Методика работы с инструкционными картами».
  5. Н.П. Коркунова «Методическое руководство и контроль осуществления коррекционной направленности трудового обучения во вспомогательных школах».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN