Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью

Дата публикации: 2021-02-12 06:03:09
Статью разместил(а):
Ребенко Анна Петровна

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в образовательном пространстве

The system of comprehensive psychological and pedagogical support for students with moderate, severe and deep mental retardation (intellectual disabilities), severe and multiple developmental disabilities in the educational space

 

Авторы: Нестеренко Елена Сергеевна

МКОУ "С(К)Ш № 31", г. Новосибирск, Россия.

e-mail: Lena.nesterenko.80@mail.ru

Nesterenko Elena Sergeevna

Correctional school № 31, Novosibirsk, Russia.

e-mail: Lena.nesterenko.80@mail.ru

Ребенко Анна Петровна

МКОУ "С(К)Ш № 31", г. Новосибирск, Россия.

e-mail: vesna612@mail.ru

Rebenko Anna Petrovna

Correctional school № 31, Novosibirsk, Russia.

e-mail: vesna612@mail.ru 

 

Аннотация: В статье представлено описание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях образовательного пространства специальной (коррекционной) школы.

Abstract: The article presents a description of the system of complex psychological and educational support for students with moderate, severe and deep mental retardation (intellectual disorders), severe and multiple developmental disorders in the educational space of a special (correctional) school

Ключевые слова: жизненная компетенция, дети с умственной отсталостью, школьный возраст, компетентностная модель выпускника.

Keywords: vital competency, children with mental retardation, school age, competent model of graduate

Тематическая рубрика: коррекционная школа.

 

С введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) стал необходим новый подход в организации коррекционно-образовательного процесса, в разработке современных коррекционно-образовательных технологий, и в обновлении содержания работы всех участников образовательного процесса, обучающих детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Приоритетным направлением образовательных стандартов является коррекционная работа, целью которой является создание системы комплексной психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Коррекционная работа является приоритетным направлением деятельности образовательных организаций, реализующих ФГОС О УО (ИН) и является обязательным компонентом АООП. Коррекционная работа предполагает сотрудничество с семьей обучающегося и направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

В качестве субъекта коррекционного сопровождения выступают:

· группа детей, организованных в класс;

· конкретный ребенок, обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР).

Коррекционная программа в учреждении организована в соответствии с блоками психолого-педагогического сопровождения:

· блок коррекционно-развивающего сопровождения;

· блок педагогического сопровождения;

· блок социально-психологического сопровождения;

· блок тьюторского сопровождения.

Каждый блок представлен определенными направлениями коррекционной работы (образовательное, психологическое, логопедическое, педагогическое, социально-правовое и т.д.). Реализуются данные направления соответствующими специалистами и педагогами школы. Все направления системы взаимосвязаны, деятельность специалистов в рамках коррекционной работы взаимодополняема и направлена на результат. Их деятельность конкретизирует общие задачи системы сопровождения. Каждое направление оформлено в виде коррекционной программы, разработанной специалистами в соответствии с единым для всего учреждения алгоритмом.

Алгоритм разработки и реализации коррекционной работы представлен в виде этапов:

· Этап диагностика. Цель: выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью, создание благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП;

· Этап планирования. Направлен на разработку коррекционных программ, на выбор навыков жизненных компетенций и навыков «академического» компонента; организацию мероприятий, способствующих развитию обучающихся;

· Этап реализации. Ориентирован на организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования;

· Этап корректировки. Целью этого этапа является: уточнение и корректировка коррекционных программ и мероприятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Внесение необходимых изменений в СИПР и процесс сопровождения обучающихся, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы;

· Этап просвещения. Предполагает проведение разъяснительной работы по вопросам образования, социокультурного развития, социальной адаптации, коммуникации детей УО (тренинги, психокоррекционные занятия, индивидуальные консультации с психологом, встреча родительского клуба);

· Этап консультирования. Цель: обеспечение непрерывности специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся (индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары);

· Этап мониторинга выделен отдельно, но включен в эту систему в каждый этап, создавая цикличность. Чтобы разработать и реализовать определенный этап необходимо провести систематический сбор информации, произвести оценку динамики развития или выработку стратегии деятельности.

Коррекционная работа любого специалиста включает все этапы алгоритма и имеет единую структуру. Содержательной составляющей коррекционной работы по каждому направлению является перечень (банк) рабочих программ, разработанных с учетом конкретно выявленных у обучающихся нарушений (например, рабочая программа учителя-логопеда по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»). Рабочие программы имеют единую структуру и требования к оформлению.

Для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся необходимо соблюдать определенные условия, которые описаны в коррекционной программе: кадровые, финансовые, материально-технические, психолого-педагогические. Важным условием в коррекционной работе для нас является психолого-педагогическое, в частности психолого-педагогический консилиум учреждения. Так как именно психолого-педагогический консилиум координирует работу специалистов и, при необходимости, корректирует ее.

Качество образования обучающихся и реализация коррекционных программ зависит от эффективного сопровождения родителей и качества управления администрацией учреждения.

Основным результатом образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития являются: во-первых - уровень развития жизненных компетенций, во-вторых - уровень сформированности академического компонента.

Уровень освоения этими навыками у каждого ребенка индивидуален и каждый специалист, и педагог школы, работая в своем направлении, ставит конкретные цели для достижения определенных результатов обучающегося. При качественно организованной коррекционной работе результат будет зависеть от особенностей и возможностей обучающегося с умственной отсталостью.

Примерные условные критерии результативности образования обучающихся представлены в модели выпускника на компетентностной основе. В данной модели учитывается продвижение обучающегося от минимального, самого низкого элементарного уровня интеграции (социальной адаптации) через более активный уровень функциональной интеграции (социализации) к интенсивному компетентностному взаимодействию ребенка с окружающим миром (социальной интеграции).

Таким образом, коррекционная работа, организованная с учетом требований ФГОС О УО (ИН), позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, единства подходов и тесного взаимодействия специалистов и родителей.

 

Литература:

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN