Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Театр - это путь в большой мир

Дата публикации: 2021-03-26 09:07:26
Статью разместил(а):
Курбатова Юлия Александровна

Театр - это путь в большой мир

Theater is the way to the big world

 

Автор: Курбатова Юлия Александровна

МБДОУ «Детский сад № 11», г. Воткинск, Россия.

e-mail: kurbatov-04@mail.ru

Kurbatova Julia Aleksandrovna

Kindergarten № 11, Wotkinsk, Russia.

e-mail: kurbatov-04@mail.ru

 

Аннотация. Театрализованная деятельность представлена в статье как один из способов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведется в три этапа. Первый этап знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Второй этап: использование определенных театральных игр и этюдов. Следующий этап: театрализованная постановка. Во время театральной деятельности дети успешно социализируются в коллективе сверстников.

Annotation. In the article the theatrical activities are presented as one of the ways to socialize children with disabilities. A work consists from three stages. The first stage is introduction of children with disabilities to normative-developing peers. The second stage is the use of certain theatrical games and sketches. The next stage is a theatrical performance. During the theatrical activitiesc hildren socialize in a group of peers successfully.

Ключевые слова: Театр, самовыражение, самореализация, инклюзия, коммуникация. 

Keywords: Theater, self-expression, self-realization, inclusion,  communication.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Человек - это "большой сундук", в котором скрыто большое количество бриллиантов. Есть бриллианты, которые уже сверкают и блестят, а есть те, которые надо «отшлифовать» или «сдуть пыль» с них. Наш сад посещают дети с ОВЗ, которым сложнее всего раскрыть свой потенциал. Дети с ОВЗ, так же как и здоровые дети, обладают способностями, талантами и одаренностью. Но их бриллианты скрыты под неуверенностью, зажатостью и физическими недостатками.

Проработав много лет музыкальным руководителем в детском саду, я обозначила для себя проблему общения между детьми, которая является очень актуальной в современном мире. Умение общаться, находить выходы из проблемных ситуаций и отстаивать свою точку зрения, при этом уважать других людей, проявлять к ним сочувствие и эмпатию (сочувствие, сопереживание) – необходимые условия для успешности любой личности.

Наша первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с такими детьми, мы стремимся научить их самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно, как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Ведь только театр, как модель жизненных ситуаций, поможет ребенку ощутить себя в той или иной среде, создаст благоприятные условия: 

- для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя); 

- для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции); 

- для самовыражения и самореализации. 

Еще давно знаменитый Вольтер сказал: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Театр учит общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, формирует коммуникативные способности Принимая участие в постановках, дети устанавливают зрительный контакт не только с взрослыми, но и с другими детьми.: 

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; 

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать;

- радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; 

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

В нашем детском саду тесный контакт между детьми с ограниченными возможностями и их здоровыми сверстниками проходит на разных уровнях. Но огромную роль в их взаимодействии и общении играет театр. Каждый год в нашем саду мы планируем постановку той или иной сказки, составляем план работы на год с родителями, детьми и сотрудниками. Для театральных постановок мы привлекаем здоровых детей.

На первом этапе своей работы стараемся сдружить детей с помощью некоторых мероприятий:

- изготовление и вручение подарков именинникам из другой группы.

- организация коллективных выставок работ из природного материала «Осень золотая», бросового материала, поделок из бумаги, использование разных техник работы с бумагой «Весна- красна».

- посещение выставок художественных работ в группах здоровых детей и детей с особыми потребностями.

- совместные праздники на улице «Осень, в гости просим!!», «Зимние забавы», «Весна пришла!».

- экскурсии в группы «В гости к друзьям», где проходит совместная игровая деятельность.

- совместные просмотры слайдов об истории театра и театрального костюма.

На следующем этапе применяются определенные театральные игры и этюды :

- сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья».

- пальчиковые театры;

- игры на выражение эмоций;

- игры на развитие мимики;

- ритмопластика «Не ошибись», «Снег», «Поймай хлопок»;

- разные виды театрализованных игр;

- театральные этюды.

И главным итогом содружества детей является для нас сценическое искусство, которое оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Но для любого человека выход на сцену - это стресс, а для ребенка еще и психологическая травма. И чтобы ребенок не боялся зрителей и сцены, у нас появилась традиция в детском саду: проведение спектаклей для малышей. Маленькие зрители всегда с яркими эмоциями воспринимают театральную постановку, а артисты, получая положительный опыт, хотят заново выходить на сцену.

Приобщаясь к театральной деятельности, ребенок получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это помогает ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.

На заключительном этапе обеими группами делается фото - газета «Мы большие артисты!». Дети совместно с родителями распечатывают удачные фотографии с представления, а затем  оформляют газету.

Как показывают наши наблюдения, дети во время спектаклей получают много положительных эмоций, большинство впоследствии с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками на прогулке или в коридоре детского сада. На совместных мероприятиях дети не стали боятся играть в подвижные игры. Если вначале можно было наблюдать, как дети во время парных игр выбирали только детей из своей группы, то  после постановки театра атмосфера менялась, дети вставали парами с любым ребенком. Дети на занятиях стали раскрываться, кто был сильно в себе замкнут - раскрываются с таких сторон и граней, с которых никто не ожидал. Со слов родителей улучшились отношения между ними в семье, появился общий интерес. Было очень много пожеланий, чтобы наш театр ставил побольше театральных постановок.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.  

 

Список литературы:

1. Шемакова А.Ю. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / А.Ю. Шеманова. - М. 2012. 

2. Бибикова Н.В. Социально-культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А., Ульяновск, 2014.

3. Попова Н.Т. Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды-//- Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN