Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
The use of ICT in the educational process of the kindergarten
Автор: Машкур Ирина Валентиновна
МДОАУ "Детский сад № 192", Оренбург, Россия
e-mail: vagirina@mail.ru
Mashkur Irina
Kindergarten No.192, Orenburg, Russia
e-mail:vagirina@mail.ru
Аннотация: Автор в статье рассказывает о том, что такое информационные технологии, где и как они используются в детском саду.
Abstract: In my article I tell you what information technology is, where and how it is used in kindergarten
Ключевые слова: информационные технологии, детский сад.
Information technology, kindergarten.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включает в себя: компьютер и интернет, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера и фотоаппарат, DVD и CD, радио, игровые приставки, мобильные телефоны, магнитофоны, мультимедиа, интерактивная доска.
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
· обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
· обеспечение взаимодействия с семьёй;
· обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
· повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
· облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
· облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
· обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
· возможность самореализации;
· возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
· Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
· Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
· Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
· Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
· Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
· Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
· Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
· Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
· Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
· Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
· Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
· Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
· Помогает формировать информационную культуру у детей;
· Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
· Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
· Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
· Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе …);
· Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
· ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
· Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
· С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Как я использую ИКТ в воспитательном и образовательном процессе:
· Во время проведения утренней гимнастики показываю упражнения с помощью мультимедийных средств
· На занятиях по изобразительной деятельности показываю детям образцы, последовательность выполнения работы.
· Озвучиваю героев, которые приходят «в гости».
· Решаем логические задачи, используя звуковое и иллюстрированное сопровождение.
· Деятельность детей сопровождается музыкой.
· Использую соцсети для общения с родителями, коллегами, детьми.
· Провожу занятия в ZOOM.
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:
· Недостаточная ИКТ–компетентность педагога. В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.
· Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой. Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.
· Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
· Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.
· Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.
· В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
· Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
· Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.