Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе

Дата публикации: 2021-04-04 17:20:31
Статью разместил(а):
Машкур Ирина Валентиновна

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе

The use of ICT in the educational process of the kindergarten

 

Автор: Машкур Ирина Валентиновна

МДОАУ "Детский сад № 192", Оренбург, Россия

e-mail: vagirina@mail.ru

Mashkur Irina

Kindergarten No.192, Orenburg, Russia

e-mail:vagirina@mail.ru

 

Аннотация: Автор в статье рассказывает о том, что такое информационные технологии, где и как они используются в детском саду.

Abstract: In my article I tell you what information technology is, where and how it is used in kindergarten

Ключевые слова: информационные технологии, детский сад.

Information technology, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов,  способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку,  передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических  материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их  применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

ИКТ включает в себя: компьютер и интернет, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера и фотоаппарат, DVD и CD, радио, игровые приставки, мобильные телефоны, магнитофоны, мультимедиа, интерактивная доска.

Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи ИКТ в дошкольном образовании:

· обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;

· обеспечение взаимодействия с семьёй;

· обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;

· повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);

· облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);

· облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);

· обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);

· возможность самореализации;

· возможность самообразования.

Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:

· Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;

· Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;

· Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;

· Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;

· Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

· Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;

· Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют  управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;

· Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

· Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;

· Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;

· Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

· Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

· Помогает формировать информационную культуру у детей;

· Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

· Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;

· Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

· Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть  в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе …);

· Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

· ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;

· Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает  ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;

· С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.

Как я использую ИКТ в воспитательном и образовательном процессе:

· Во время проведения утренней гимнастики показываю упражнения с помощью мультимедийных средств

· На занятиях по изобразительной деятельности показываю детям образцы, последовательность выполнения работы.

· Озвучиваю героев, которые приходят «в гости».

· Решаем логические задачи, используя звуковое и иллюстрированное сопровождение.

· Деятельность детей сопровождается музыкой.

· Использую соцсети для общения с родителями, коллегами, детьми.

· Провожу занятия в  ZOOM.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:

· Недостаточная ИКТ–компетентность педагога. В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

· Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой. Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

· Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.

· Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.

· Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

· В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

· Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

· Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN