Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Использование игровых приёмов в образовательной деятельности дошкольника

Дата публикации: 2021-04-10 07:31:36
Статью разместил(а):
Черемисина Елена Александровна

Использование игровых приёмов в образовательной деятельности дошкольника

The use of gaming practices in the educational activities of a preschooler

 

Автор: Черемисина Елена Александровна

МБДОУ «Светлячок», г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия.

e-mail: lenochka.cheremisina@mail.ru

Cheremisina Elena

Kindergarten "Svetlyachok", Chernogorsk, Hakasia Republic, Russia.

e-mail: lenochka.cheremisina@mail.ru

 

Аннотация: Автор в статье пишет о том, что приоритетным направлением в работе с дошкольниками является активное использование игровых приёмов.

Abstract: The author in the article writes that the priority in working with preschoolers is the active use of gaming practices.

Ключевые слова: игровые приёмы, образовательная деятельность, дошкольники.

Keywords: game games, educational activities, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Общеизвестно, что игра - основной вид деятельности дошкольников. Посредством игровой деятельности развиваются самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, логическое мышление. В игре дети учатся общаться,  у них формируется положительный эмоциональный настрой. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события,   особенно взволновавшие его. В игре ребенок творец.

Что такое игровой приём? Это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.

При использовании игровых приёмов активизируется деятельность детей, так как им понятна игровая задача, происходит концентрация внимания на  выполнение игровых действий. Использование игровых приемов позволяет педагогу сделать процесс обучения успешным, ненавязчивым, интересным для ребенка.

Ниже те игровые приёмы, которые можно использовать в образовательной деятельности с воспитанниками. Это:

1. Создание игровых ситуаций.

2. Игровой приём мнимой (воображаемой) ситуации «как будто». 

3. Ролевые игровые приёмы.

4. «Научи меня, пожалуйста»

5. Решение игровых задач посредством  автодидактической игры. 

Остановлюсь подробнее на каждом из перечисленных приёмов.

1. Традиционно в деятельности с воспитанниками использую приём создание игровых ситуаций. Это когда в гости к  детям приходят герои сказок, мультфильмов. Игровая задача состоит в том, чтобы помочь игровым персонажам в решении проблемных ситуаций, или они учат что-то делать, или предлагают какие-то необычные вещи (предметы) для исследования и пр.

При создании игровой ситуации практикую использование информационно-коммуникационных технологий: слайд-презентации, видеоролики. В группе есть компьютер и телевизор. Видеоматериал разрабатываю сама, собрана медиатека, или  редактирую  презентации из Интернет ресурсов, или  использую готовые материалы. Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из эффективных средств развития дошкольников, так как современным детям очень близко восприятие экранных образов.

Но в практической деятельности с воспитанниками я не  отказываюсь и от традиционных подходов. Это использование театральных персонажей, собственное перевоплощение, сюрпризные моменты.

2. Для реализации поставленных целей я использую игровой приём мнимой (воображаемой) ситуации «как будто». Ситуация  происходит в условиях игрового действия, внешнее выражение которого может быть представлено по-разному. Например, с детьми младшего дошкольного возраста игровое действие может быть представлено:

―  практическими действиями (представьте как будто вы птицы - помашите руками, как птица крыльями, представьте как будто  вы лягушата - скачем как лягушки, представьте, как будто вы в лесу собираете грибы -  собираем грибы на лесной полянке, представьте, как будто вы ловите сачками бабочек и пр.);  

―  звукоподражанием (представьте как будто вы лягушки - как квакает лягушка, представьте как будто вы на птичьем дворе - как кричит петушок, как гогочет гусь, как кудахчет курочка  и др.). 

Цель данной игровой деятельности: закрепление звуковых и двигательных действий объектов окружающего мира, совершенствование звуковой культуры речи, развитие двигательных навыков, общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

С детьми старшего дошкольного возраста:

перевоплощение (представьте, как будто мы заблудились в лесу, что делать и  т.п.). 

Приём мнимой (воображаемой) ситуации применяю и для стимулирования к изобразительной деятельности. Например,  рисование изобразительных действий кистью в воздухе  (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад), или  «наматываем клубочек ниток» (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); «дорожки, по которым укатился мячик» широким движением руки по горизонтали вместе с детьми в воздухе, а затем на листе бумаги.

3. Следующая группа игровых приёмов – ролевые приёмы, они  направлены на развитие психических процессов (память, внимание, мышление и пр.), речемыслительных операций (умение анализировать, обобщать, делать простейшие выводы, умозаключения, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, установление причинно-следственных связей) и коммуникативных навыков. Эти игровые приёмы позволяют решать поставленные задачи  в любой детской деятельности: и в познавательно-исследовательской, и в конструкторской, в коммуникативной,  изобразительной, музыкальной, двигательной, при чтении художественной литературы:

―  «Расскажи другу по телефону …». Данные игровые действия, а именно разговор по телефону, хорошо знакомы современным детям, так как они с раннего возраста используют сотовый телефон в быту. Тематика телефонного разговора может быть разнообразной, в зависимости от игровой ситуации. Например, «что вокруг тебя» - ребёнок имитирует беседу по телефону и рассказывает о месторасположении предметов вокруг себя (познавательная деятельность); «как ты провёл выходной» (коммуникативная деятельность), как нарисовать скажем машину, построить гараж (изобразительная деятельность) и т.д..  Тематика телефонного разговора может быть разнообразной, в зависимости от игровой ситуации.

«Исправь ошибки Незнайки» - игровой персонаж Незнайка преднамеренно даёт неправильные ответы по объектам окружающего мира, а дети должны исправить его ответ. Например, Незнайка говорит, что он знает, что у зайца длинный пушистый хвост, дети поправляют «У зайца короткий хвост», Незнайка «на берёзе растут яблоки», дети «Яблоки растут на яблоне» и т.п.

 «Журналисты». Детям предлагается атрибут профессии журналист - микрофон. Каждый ребёнок может попробовать себя как в роли журналиста (задавать вопросы), так и в роли респондента (отвечать на поставленный вопрос). Игровая ситуация может быть представлена различной тематикой. Например, интервью, что ты знаешь о  труде взрослых, профессиях. Или о правилах безопасного поведения.

«Экскурсовод» - детям предлагается провести экскурсию по заданному маршруту, например по нашему городу, или по детскому саду и пр. 

4. Игровой прием «Научите меня, пожалуйста». Основой данного приёма является игровая мотивация - оказание помощи воспитателю  в решении проблемы. Побуждающим мотивом к деятельности является помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае деятельность носит озорной, увлекательный характер. Этот игровой приём использую в индивидуальной или подгрупповой работе. Приём заключается в следующем: воспитатель обращается к ребёнку или группе детей с просьбой научить его что-то делать (например, построить домик, или выложить узор  и т.д.). С целью речевой активности детей, выполняя работу под руководством ребенка, воспитатель может намеренно делать ошибки.

Помимо речевых навыков этот приём позволяет развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки.

5. Ещё один игровой приём – это решение игровых задач посредством  автодидактической игры. Данный приём получил  название исходя из того, что при решении игровой задачи происходит непреднамеренное обучение (автодидактизм).

К автодидактическим играм можно отнести дидактические игры, игровые задания и упражнения, игры с правилами.  

Все действия детей регулируются игровой задачей и игровыми правилам. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, а также контроль  за выполнением правил. Правилами задаётся способ деятельности.

В  своей практике я широко использую такие игровые задания как:

Игры-беседы: «Так бывает или нет», «Кто больше знает».

Игры-путешествия: например,  «Путешествие в страну растений», «Путешествие в лес, в поисках диковинных растений», «Необыкновенное путешествие по временам года».

Игры-поручения «Не ошибись», «Наоборот», «Волшебный мешочек».

Игры-предложения: «Что было бы...», «Что бы ты сделал …». 

Игры-загадки: «Отгадай загадку и опиши отгадку», «Загадалки», «Секрет». 

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: игровые приёмы имеют колоссальный развивающий потенциал. При их включении в образовательной деятельности нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам, и помогает окошко с волшебным названием «Игра».

 

Список литературы:

1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Институт психиатрии, 2010. – 415 с.

2. Чиркова Т.И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников. Психологическая служба в детском саду. – М.: 2009. – 145 с.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 143 с. 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN