Речевое развитие детей четвёртого года жизни
Речевое развитие детей четвёртого года жизни
Speech development of children of the fourth year of life
Автор: Стоникова Александра Ивановна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: stonikova@mail.ru
Stоnikova Aleksandra Ivanovna
Kindergarten No. 87, St. Petersburg, Russia.
E-mail: stonikova@mail.ru
Аннотация: данная статья посвящена развитию речи детей четвёртого года жизни, уделено внимание симптомам отставания ребёнка в речевом развитии, которые должны насторожить родителей и педагогов.
Abstract: this article is devoted to the development of speech in children of the fourth year of life, attention is paid to the symptoms of a child's lag in speech development, which should alert parents and teachers.
Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, связная речь.
Keywords: speech development, preschoolers, coherent speech.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Развитие речи детей является одной из важнейших и решающих ролей в развитии ребёнка. Считается, что чем раньше ребёнок овладевает связной речью, то тем лучше и выше будут его темпы развития в целом. Конечно, существуют возрастные нормативы речевого развития, но они примерны, и всё большее количество психологов склоняются к индивидуальным темпам развития детей.
Три года называют возрастом «почемучек», возрастом, где вопросы не заканчиваются никогда. У детей также расширяется эмоциональная сфера, появляются такие чувства как, чувство жалости, смущения, самолюбия. К четырём годам, всё это принимает более сложные формы, а главное – совершенствуется речь ребёнка, расширяется словарный запас, как активный так и пассивный. Если у ребёнка грамматически правильно построены фразы, то в них встречаются почти все части речи. Ребёнок классифицирует предметы и может объединить их в группы. Он знает, например, что кофта, куртка, штаны, платье – это одежда. Одежда бывает разной, её носят в разные времена года. Так же у детей сформированы такие понятия, как «мебель», «овощи», «фрукты», «птицы», «животные».
На четвёртом году жизни дети очень любознательны, они с большим удовольствие слушают когда им читают детские книги, могут отвечать на вопросы по прочитанному. Знают и могут выразительно рассказывать несколько стихотворений.
Родители и воспитатели в детском саду, должны уделять большое внимание, такой образовательной деятельности, как речевое развитие. Взрослые должны следить за своей речью, она должна быть образцом для ребёнка. Говорить нужно чётко, красиво, выразительно. Также необходимо формировать навык пересказа. Правда с первого раза это получается не у всех. Но не стоит огорчаться, хорошим результатом будет, проговаривание вслед за взрослыми отдельных предложений.
Бывает так, что ребёнок пока может не всё, что было перечислено выше, возможно это просто нехватка родительского внимания, а возможно ребёнку необходима коррекция, которую нужно направить на конкретные показатели речи. Имеются и явные симптомы отставания ребёнка в речевом развитии, которые должны насторожить.
Быстрая или растянутая речь;
Монотонная речь;
Непонятная речь;
Речь которая не оформлена в предложении подлежащим и сказуемым;
Ребёнок постоянно путается в порядке слогов и звуков;
Ребёнок съедает окончания слов;
Ребёнок не использует в речи предлоги, союзы;
У ребёнка постоянно открыт рот и течёт слюна;
Ребёнок имеет плохую координацию, не может держать равновесие;
У ребёнка плохо развита мелкая моторика, не может застегнуть пуговицу, не справляется с мозаикой и конструктором;
Гиперактивен или наоборот сильно заторможен.
Если у ребёнка имеются какие-то из этих признаков, необходима консультация специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога). Возможно будет необходима не только коррекция речи будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции. Если с ребёнком всё в порядке, то необходимо дома и в детском саду работать над речью малышей, необходимо постоянно проводить с детьми занимательные и увлекательные игры, которые способствуют развитию речи.
Итак, чтобы малышу было легче запоминать из прочитанного или увиденного, свободно рассуждать над этим, развиваем мышление, внимание и память, расширяем словарный запас, обязательно выполняем артикуляционную гимнастику. Учим ребёнка говорить не торопясь, и не затягивая слова, и обязательно развиваем мелкую моторику рук.