Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментирование
Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментирование
Development of cognitive abilities of preschoolers through experimentation
Автор: Борисова Анастасия Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 169», г. Иркутск, Россия.
E-mail: nasta19953122@gmail.com
Borisova Anastasia
Kindergarten No. 169, Irkutsk, Russia
E-mail: nasta19953122@gmail.com
Аннотация: В этой статье автор описывает опыт реализации проекта «Неизведанное рядом» в образовательном пространстве ДОУ.
Abstract: In this article, the author describes the experience of the project "Unknown next to" in the educational space of the Kindergarten.
Ключевые слова: дошкольники, экспериментальная деятельность, познавательный интерес.
Keywords: preschoolers, experimental activities, cognitive interest.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность, отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.), формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, формируется самостоятельность и ответственность, а также эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Итогом реализации проекта является создание уголка экспериментирования в группе «Хочу все знать!».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Экспериментирование помогает воспитывать бережное отношение к природе.
Организация использования метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особую педагогическую значимость проектного метода заключается в следующем:
- являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.