Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста
Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста
Speech games for preschool children
Автор: Спиридонова Марина Владимировна
МДОУ Старомайнский детский сад №5, р.п. Старая Майна, Ульяновская область.
E-mail: marinasp83@yandex.ru
Spiridonova Marina Vladimirovna
MDOU Staromaynsky kindergarten №5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast.
E-mail: marinasp83@yandex.ru
Аннотация: В данной статье приводятся примеры речевых игр, которые можно использовать на логопедических занятиях с детьми, имеющие речевые нарушения.
Аbstract: This article provides examples of speech games that can be used in speech therapy classes with children with speech disorders.
Ключевые слова: игра, речевые игры, логопедические игры, дошкольный возраст.
Keywords: game, speech games, speech therapy games, preschool age.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
В преодолении многих речевых нарушений нашим верным помощником является игра. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
У меня накопились логопедические игры, с которыми бы я хотела поделиться с читателями.
Игра «Карусель».
Цель игры: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения.
Ход игры. Дети встают в два круга. Во внешнем круге встают два-три человека, во внутреннем – остальные. Один круг движется по часовой стрелке, другой против часовой стрелки. Внешний круг проговаривает считалку:
Карусель закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку – описание предмета. Тема обговаривается до начала игры. Например: сегодня мы будем отгадывать животных.
При составлении загадки следует обратить внимание на то, что, описывая предмет, необходимо выделить отличительную черту, по которой можно легче угадать его.
Например: «Это животное. Оно живёт в Африке. У этого животного длинная шея и пятнистая шкурка».
Тот ребёнок, который верно дал ответ, из внутреннего круга переходит во внешний.
Круги повторяют движение. Внешний круг снова проговаривают текст о карусели. Новичок загадывает загадку детям из внутреннего круга.
Можно предложить составлять загадку-описание вдвоём, втроём, так получится интереснее и словарный запас обширнее.
Игра «Поварёнок».
Цель игры: формирование навыка словообразования, активизация словарного запаса, расширение представлений об окружающем мире.
Ход игры. Логопед раздаёт детям картонные кастрюльки и приложенные к ним пакетики. Это даёт возможность увидеть различные крупы (пшенную, манную), уточнить названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить, сравнить, чем вермишель отличается от макарон, горох от фасоли т.д.
Затем ребята образуют относительные прилагательные: вермишелевый, пшённая, рисовая, гороховый и т.д. Образованные прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.
Игра «Зеркало».
Цель игры: расширение кругозора и активного словаря ребенка, развитие связной речи и активизация образного мышления и воображения.
Ход игры. «Зеркало» - это сложенный пополам картон, на одной стороне вырезано отверстие, а на внутренней стороне второй половины картона наклеена фольга – «зеркальная поверхность». Листы – вкладыши с изображениями этапов происходящего события .
Лист с серией картинок вставляется в основу – «зеркало». При передвижении листа-вкладыша в прорези поочерёдно появляются картинки, по которым составляется рассказ.
Игровые задания:
- расскажи историю ...(например, семечка).
- что было до этого, что будет потом?
- определи ошибку в последовательности
- восстанови серию по памяти
- отбери среди картинок те, которые подходят по теме
- прибавь одно – два предложения к незаконченному рассказу
- найди пропущенные звенья.
Данные игры помогут занимательно провести самое трудное логопедическое занятие.
Опыт показал, что использование педагогами разнообразных совместных форм взаимодействия с ребёнком благоприятно сказывается на развитии личности дошкольника и его творческих способностях. Он быстрее и легче адаптируется к дальнейшему обучению к школе.
Список литературы:
1. Володина В. «Альбом ппо развитию речи» - М.:Росмэн, 2008.
2. Громова О.Е. «Инновации в логопедическую практику» - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» - СПб.:Детство-пресс, 1999.