Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ через приём "моделирование"
Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ через приём "моделирование"
Development of coherent speech at preschoolers with HIA through acceptance of "modeling"
Авторы:
Клеонова Ирина Владимировна
ГБДОУ "Детский сад № 68 Калининского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: irinakleonova@mail.ru
Kleonova Irina Vladimirovna
Kindergarten № 68, Kalininsky District of Saint Petersburg, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: irinakleonova@mail.ru
Константинова Любовь Анатольевна
ГБДОУ "Детский сад № 68 Калининского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: lyubow0707@yandex.ru
Konstantinova Lubov Anatolyevna
Kindergarten № 68, Kalininsky District of Saint Petersburg, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: lyubow0707@yandex.ru
Аннотация: Развитие связного высказывания у детей через рассказы-описания по пейзажным картинам. Для дошкольников с ОНР этот вид рассказа особенно сложный, он зависит от особенностей психического и познавательного развития детей.
Abstract: The development of a coherent utterance in children through stories-descriptions of landscape paintings. For preschoolers with ONR this kind of story is particularly complex, it depends on mental and cognitive development of children.
Ключевые слова: развитие речи, рассказ дошкольника, связная речь, речь дошкольников.
Keywords: language development, preschooler, story coherent speech, speech preschoolers.
Раздел: Дошкольное образование.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В связи с модернизацией образования, введением ФГОС система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям. Во многом от нас, взрослых, зависит, каким будет ребенок в ближайшем будущем, каких он сможет добиться успехов в жизни и внести свой вклад в дела общества, свою страну.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешают ребенку учиться, не могут в полной мере раскрыть его природные и интеллектуальные возможности.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью системы образования, которые способствуют реализации возможностей каждого ребенка в интеллектуальном, эмоционально-волевом, нравственно-духовном развитии.
Одним из таких учреждений является наше дошкольное бюджетное образовательное учреждение компенсирующего вида. Коррекционная работа в ДОУ проводится в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога.
По данным литературы и собственных наблюдений, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Им очень сложно построить и удержать в памяти грамотную фразу, не говоря о рассказе. От уровня овладения связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажным картинам. Для дошкольников с ОНР этот вид рассказа особенно сложный, он зависит от особенностей психического и познавательного развития детей.
Эту проблему в нашей речевой группе, вот уже несколько лет, мы, педагоги, успешно решаем через ознакомление детей с картинами и творчеством известных русских художников - пейзажистов, таких как: Левитан, Саврасов, Волков, Кустодиев, которые помогают развить у детей чувства любви к прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, любовь к своему краю (опираясь на методику И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс «Картинки без запинки»).
В целях формирования связной речи у детей с ОНР в работе над картиной проходят с опорой на наглядность. Это важно, поскольку слухоречевая память детей развита хуже, чем зрительная.
Для поддержания интереса у детей мы придумали игровой персонаж - Тюбик и игровой предмет - подзорная труба. Все это повышает мотивацию, заинтересованность в выполнении заданий, помогает разделить радость от увиденного.
Работа строится следующим образом:
1 этап. Первое знакомство с картиной (в сопровождении музыкой известных композиторов, стихами русских поэтов), рассказ о художнике, беседа о настроении картины, о времени суток, года, погоде.
2 этап. Детям предлагается выделить из картины и назвать как можно больше объектов, с последующей зарисовкой на листе бумаги, в соответствии с расположением их на картине (ориентировка в пространстве).
3 этап. Детям предлагается перенести схематичные зарисовки к себе в тетради и ещё раз проговорить названия объектов.
4 этап. Подобрать признаки (красивые слова) к выделенным объектам.
5 этап. Подобрать глаголы (слова-действия) к объектам.
6 этап. Соединяя объекты между собой, составлять предложения, используя ранее подобранные «красивые слова» и «слова-действия», с последующей зарисовкой получившихся предложений пиктограммами.
7 этап. Проговаривание получившихся предложений с опорой на наглядность (репродукция картины и зарисовки предложений).
8 этап. Пересказ коллективно составленного рассказа по картине.
Такая кропотливая работа по одной картине может проводиться на протяжении целой недели, а то и двух, в зависимости от уровня подготовки детей.
Методика позволяет решать следующие задачи:
- учить детей работать в коллективе, не бояться высказывать своё мнение;
- познакомиться с творчеством художников-пейзажистов, а также поэтов и композиторов;
- развивать у детей внимание, память, творческое воображение;
- развивать ориентировку в пространстве, на листе бумаги;
- детально разобрать картину (накопить предметный словарь);
- наработать словарь признаков (с опорой на выделенные объекты картины);
- отработать глагольный словарь (подбирая слова-действия к каждому объекту картины)
- составить предложения, соединяя между собой объекты картины;
- отрабатывать различные грамматические категории русского языка;
- составить связный рассказ по картине.
А самое главное – дети становятся активными, им становится интересно работать с картиной, появляется интерес и желание придумывать рассказы, заучивать стихи, обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Новизной является - использование в работе мультимедийных презентаций, использование интерактивной технологии MimioStudio, которые повышают эффективность коррекционного процесса, делают его более разнообразным и выразительным, повышают активность, любознательность, реализуют индивидуальный подход в обучении.
Вот какой результат совместной работы по картине И. Левитана «Золотая осень» получился с детьми подготовительной группы:
Наступила золотая осень. Она раскрасила разноцветными красками деревья. Только дубы остались зелёными. Стоит тёплый солнечный денёк. По небу плывут белые, лёгкие облака. На лугу берёзовая роща. На косогоре у реки стоят молодые тонкие берёзки, и от них падают тени. Вдалеке за полем виднеется деревенька. Вдоль берега длинной узкой реки растут маленькие кустики. Впечатление от этой картины лёгкое, радостное.