Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ через приём "моделирование"

Дата публикации: 2018-10-22 18:11:03
Статью разместил(а):
Клеонова Ирина Владимировна

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ через приём "моделирование"

Development of coherent speech at preschoolers with HIA through acceptance of "modeling"

 

Авторы:

Клеонова Ирина Владимировна

ГБДОУ "Детский сад № 68 Калининского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: irinakleonova@mail.ru

Kleonova Irina Vladimirovna

Kindergarten № 68, Kalininsky District of Saint Petersburg, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: irinakleonova@mail.ru

Константинова Любовь Анатольевна

ГБДОУ "Детский сад № 68 Калининского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: lyubow0707@yandex.ru

Konstantinova Lubov Anatolyevna

Kindergarten № 68, Kalininsky District of Saint Petersburg, Saint-Petersburg, Russia

E-mail: lyubow0707@yandex.ru

 

Аннотация: Развитие связного высказывания у детей через рассказы-описания по пейзажным картинам. Для дошкольников с ОНР этот вид рассказа особенно сложный, он зависит от особенностей психического и познавательного развития детей.

Abstract: The development of a coherent utterance in children through stories-descriptions of landscape paintings. For preschoolers with ONR this kind of story is particularly complex, it depends on mental and cognitive development of children.

Ключевые слова: развитие речи, рассказ дошкольника, связная речь, речь дошкольников.

Keywords: language development, preschooler, story coherent speech, speech preschoolers.

Раздел: Дошкольное образование.

 

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В связи с модернизацией образования, введением ФГОС система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям. Во многом от нас, взрослых, зависит, каким будет ребенок в ближайшем будущем, каких он сможет добиться успехов в жизни и внести свой вклад в дела общества, свою страну.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, мешают ребенку учиться, не могут в полной мере раскрыть его природные и интеллектуальные возможности.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью системы образования, которые способствуют реализации возможностей каждого ребенка в интеллектуальном, эмоционально-волевом, нравственно-духовном развитии.

Одним из таких учреждений является наше дошкольное бюджетное образовательное учреждение компенсирующего вида. Коррекционная работа в ДОУ проводится в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога.

По данным литературы и собственных наблюдений, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Им очень сложно построить и удержать в памяти грамотную фразу, не говоря о рассказе. От уровня овладения связной речью во многом зависит успешность обучения детей в школе.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажным картинам. Для дошкольников с ОНР этот вид рассказа особенно сложный, он зависит от особенностей психического и познавательного развития детей.

Эту проблему в нашей речевой группе, вот уже несколько лет, мы, педагоги, успешно решаем через ознакомление детей с картинами и творчеством известных русских художников - пейзажистов, таких как: Левитан, Саврасов, Волков, Кустодиев, которые помогают развить у детей чувства любви к прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, любовь к своему краю (опираясь на методику И.Н.Мурашковска, Н.П.Валюмс «Картинки без запинки»).

В целях формирования связной речи у детей с ОНР в работе над картиной проходят с опорой на наглядность. Это важно, поскольку слухоречевая память детей развита хуже, чем зрительная.

Для поддержания интереса у детей мы придумали игровой персонаж - Тюбик и игровой предмет - подзорная труба. Все это повышает мотивацию, заинтересованность в выполнении заданий, помогает разделить радость от увиденного.

Работа строится следующим образом:

1 этап. Первое знакомство с картиной (в сопровождении музыкой известных композиторов, стихами русских поэтов), рассказ о художнике, беседа о настроении картины, о времени суток, года, погоде.

2 этап. Детям предлагается выделить из картины и назвать как можно больше объектов, с последующей зарисовкой на листе бумаги, в соответствии с расположением их на картине (ориентировка в пространстве).

3 этап. Детям предлагается перенести схематичные зарисовки к себе в тетради и ещё раз проговорить названия объектов.

4 этап. Подобрать признаки (красивые слова) к выделенным объектам.

5 этап. Подобрать глаголы (слова-действия) к объектам.

6 этап. Соединяя объекты между собой, составлять предложения, используя ранее подобранные «красивые слова» и «слова-действия», с последующей зарисовкой получившихся предложений пиктограммами.

7 этап. Проговаривание получившихся предложений с опорой на наглядность (репродукция картины и зарисовки предложений).

8 этап. Пересказ коллективно составленного рассказа по картине.

Такая кропотливая работа по одной картине может проводиться на протяжении целой недели, а то и двух, в зависимости от уровня подготовки детей.

Методика позволяет решать следующие задачи:

  • учить детей работать в коллективе, не бояться высказывать своё мнение;
  • познакомиться с творчеством художников-пейзажистов, а также поэтов и композиторов;
  • развивать у детей внимание, память, творческое воображение;
  • развивать ориентировку в пространстве, на листе бумаги;
  • детально разобрать картину (накопить предметный словарь);
  • наработать словарь признаков (с опорой на выделенные объекты картины);
  • отработать глагольный словарь (подбирая слова-действия к каждому объекту картины)
  • составить предложения, соединяя между собой объекты картины;
  • отрабатывать различные грамматические категории русского языка;
  • составить связный рассказ по картине.

А самое главное – дети становятся активными, им становится интересно работать с картиной, появляется интерес и желание придумывать рассказы, заучивать стихи, обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Новизной является - использование в работе мультимедийных презентаций, использование интерактивной технологии MimioStudio, которые повышают эффективность коррекционного процесса, делают его более разнообразным и выразительным, повышают активность, любознательность, реализуют индивидуальный подход в обучении.

Вот какой результат совместной работы по картине И. Левитана «Золотая осень» получился с детьми подготовительной группы:

104 01      104 02

Наступила золотая осень. Она раскрасила разноцветными красками деревья. Только дубы остались зелёными. Стоит тёплый солнечный денёк. По небу плывут белые, лёгкие облака. На лугу берёзовая роща. На косогоре у реки стоят молодые тонкие берёзки, и от них падают тени. Вдалеке за полем виднеется деревенька. Вдоль берега длинной узкой реки растут маленькие кустики. Впечатление от этой картины лёгкое, радостное.