Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Модель взаимодействия с социальными партнерами "Эко-модель "Мы – туристы"

Дата публикации: 2021-09-29 22:12:44
Статью разместил(а):
Семёнова Елена Михайловна

Модель взаимодействия с социальными партнерами "Эко-модель "Мы – туристы"

Model of interaction with social partners "Eco-model "We are tourists"

 

Автор: Семенова Елена Михайловна

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: Lenys1970@mail.ru

Semenova Elena Mikhailovna

Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia

e-mail: Lenys1970@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что одной из наиболее важных и глобальных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, не только посредством приобщения их к здоровому образу жизни, но и к активному отдыху, формированию экологической культуры дошкольников и их семей. 

Abstract: In this article, the author writes that one of the most important and global tasks is to preserve and strengthen the health of children, not only by introducing them to a healthy lifestyle, but also to active recreation, the formation of an ecological culture of preschoolers and their families.

Ключевые слова: воспитание, экология, дошкольники.

Keywords: education, ecology, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Актуальность: В настоящее время данная тема является актуальной, так как одной из наиболее важных и глобальных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, не только посредством приобщения их к здоровому образу жизни, но и к активному отдыху, формированию экологической культуры дошкольников и их семей. При решении данных задач, на помощь приходит такая форма организации экологического образования как детский туризм в ДОУ, позволяющая одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности детей. Сейчас все чаще и чаще нам приходится сталкиваться с тем, что у воспитанников ДОУ и их родителей недостаточный уровень экологического образования для того, чтобы бережно относиться к природе и ее ресурсам. Нами разработана и применяется эффективная модель взаимодействия с социальными партнерами «Эко-модель «Мы – туристы», которая позволяет за достаточно небольшой срок сформировать экологически направленное мышление детей, сформировать знания о природопользовании и представления об основах краеведения.

Данная модель ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Направление работы: организация модели социального взаимодействия педагогов, детей их родителей и образовательных учреждений в ходе реализации проектов по экологическому образованию посредством ознакомления дошкольников                 с элементами туризма.

Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста направленной на сохранение и укрепление своего здоровья, расширение эколого-туристских знаний и умений природопользования в разных образовательных областях и с учётом различных видов деятельности.

Задачи:

1.Образовательные:

- формировать эколого-туристские знания и умения в области природопользования и охраны окружающей среды;

- актуализировать знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.

2. Развивающие:

- развивать у детей интерес к физической культуре, спорту и активному отдыху, потребность в знаниях о здоровом образе жизни;

- совершенствовать  двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма;

3. Воспитательные:

- формировать межличностные, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности;

- совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

-  воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Новизна представляемого педагогического опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности, направленных на воспитание экологической культуры дошкольников, а именно:

· Игровые технологии: «Экологическая игротека», «Сюжетно-ролевые игры», «Полоса препятствий», «Туристические походы», «Неделя здоровья», Спортивно-игровые упражнения; «Экологический ай-стоппер», «СОРСИ», Экологическая игротека;

· Проблемно-поисковая технология: «Письмо-жалоба», «Кейс технология», «Спортивное ориентирование»; «Подвижные игры с включением поисковых ситуаций»,  Деловая игра: «Хорошо – плохо».

· Экологические акции: «Спасем планету от мусора», «Зеленые ладошки земли», «Берегите лес и ее жителей от пожара», «Чистая территория – чистый дом».

Ожидаемые результаты:

- амплификация детского развития;

-развитие у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и природе;

-формирование навыков бережного и неразрушающего обращения с природой;

-развитие у детей экологического сознания основанного на гуманном ценностном отношении к природе.

- повышение педагогической компетенции у педагогов и родителей;

- расширение взаимодействия с социальным окружением;

- обогащение развивающей  предметно – пространственной среды;

Модель взаимодействия с социальными партнерами «Эко - модель «Мы – туристы» апробирована и проводится ежегодно в старших и подготовительных к школе группах. Данный опыт получил положительный отклик среди других педагогов, а также был представлен: на районном семинаре-практикуме для инструкторов по физической культуре, на межрегиональной конференции, в журнале «Дошкольная педагогика».

Работа по формированию экологической культуры дошкольников и их семей, представленная в данной работе, перешла в разряд традиций нашего детского сада и проводится ежегодно. По каждой теме подобрано: содержание, методы, технологии, средства, способы организации педагогического процесса, продукты детской деятельности, а также формы работы с социальными партнёрами.

1. Структура «Эко-модели» Мы – туристы».

В работе по формированию экологической культуры дошкольников и их семей используются современные технологии взаимодействия:

- Проектная деятельность: Совместная реализация проектов по познавательно-физическому развитию.

- Активные формы работы: Мастер-классы; квест-игры; интерактивные занятия;

- Индивидуализация образования: Подготовка детей и семей к спортивным конкурсам и соревнованиям.

Модель взаимодействия «Мы – туристы» представлена:

ГБДОУ "Детский сад № 87":

Родители:

- спортивно-познавательные досуг: «Вместе мы идем в поход»

- спортивно-познавательные досуг «Мы туристы»,

- квест-игра «За здоровьем в детский сад»;

- конкурсы детско-родительского творчества:  

- экскурсия в парк. Маршрут №1;

 - экскурсия по достопримечательностям города. Маршрут №2

ГБОУ "СОШ № 285 Красносельского района":

- познавательный досуг с применением ИКТ «Россия – страна путешественников»

- интерактивное занятие: «Мы туристы». 

ДДЮТ Красносельского района:

- квест-игра «Экологическая тропа туриста»;

- квест-игра  «Эколята – защитники природы»; 

- спортивный досуг «Юный эколог»;

- выставка  рисунков: «Если с другом вышел в путь…», «Мы туристы»;

- фестиваль походной песни: "Когда мои друзья со мной", "Вместе весело шагать", «Песня бременские музыканты», «Ах, картошка», «Весёлая походная».

2. Взаимодействие с социальными партнерами.

Планирование мероприятий

Задачи

Участники взаимодействия

Дети

Родители

Педагоги

Социальные партнеры

Актуализация темы среди круга участников.

Познакомить с планом, темой, ее актуальностью

Тематические  беседы «Что такое туризм, чем он отличается от путешествий»; Викторина: « Знатоки природы»

Консультация:  «Экологическое воспитание в семье», «Воспитание любви к природе» «Детский туризм – это серьёзно».

Просмотр фото ;мультимедийных презентаций; видеоматериалов  «К природе с добротой», «Что такое туризм»; «Виды туризма».

Привлечение педагогов из: ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района; ГБОУ СОШ № 285;ГБОУ школа № 54 для осуждения плана работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»  и предстоящих мероприятий 

Изготовление

дидактического  и познавательного материала

Закрепление

знаний о разновидности туризма

Рассматривание иллюстраций: “Лес и его обитатели”, “Знакомство с природой”

,книг, журналов  о туризме: «Лучик»

·         Cбор интересной информации:«О безопасном поведении в лесу»;Изготовление и выставка родителями с детьми совместных знаков по охране природы; «Красной книги»; «Книги жалоб», анкета для родителей: «Аптечка из лекарственных растений»;

Дидактические игры: «Найди по заданному направлению»; "Придумай и отгадай"  «Что возьмём с собой в поход» ;  «Угадай и расскажи» ; Игра - тренировка «Мы собираемся в поход»; «Назови правильно», «Что будет, если…?» ;«Зеленая аптека»; «Разложи костер» ; лото «Виды туризма. 

Организация встречи  с педагогом из ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района; ГБОУ СОШ № 285;ГБОУ школа № 54 для  ознакомления с туристическим снаряжение, картами

Разработка

буклетов,

информационных листов; памятки для путешественников

Познакомить или ввести участников по  данной теме взаимодействия и оказать методическую помощь

Рисунки для оформления буклетов и памяток: «Отправляемся в поход», "Чем заняты туристы”, «Правила поведения в походе».

Подборка тематических фотографий  по данной теме  

Изготовление буклетов, памятки,

информационных листов "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, «Правила поведения в походе». 

Показ презентация для детей и родителей: «России – страна великих путешественников»

ГБОУ СОШ № 285;

Организация выставки

 

 Создать условия для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми;

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…» 

 

Изготовление общего фотоальбома: «Путешествуем с семьёй»; обмен опытом среди родителей «День туризма в моей семье» 

Оформление

выставки «Если с другом вышел в путь» и поделок

Организация выставки  в ГБУ ДО ДДТ: «Если с другом вышел в путь …»

Игра – исследование.

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада;

 «Что такое компас?» «Точный глазомер»;  «Безопасность в природе»; Что такое карта?».

Экскурсия в парк. Маршрут №1; Экскурсия по достопримечательностям города Маршрут №2.

Разработка и проведение квест - игры: «В походе»; карты - схемы, алгоритмы, модели.

Практические занятия по использованию туристского снаряжения педагогами 

Творческая мастерская.

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать  всё то, что встречается туристу на пути.

 «Мы – туристы» "Экологическая тропа".

Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением.

Изготовление игрового 

макета «Уголок туриста»,  «Разложи костер»; Мини-музей "Макет экологической тропы".

Организация  творческой выставки  в ГБУ ДО ДДТ: «Мы туристы».

 Поисковые игры.

Формирование у дошкольников умения ориентироваться в лесу с помощью туристических атрибутов (маршрутные схемы, карты, планы) по расположению природных объектов

Игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде»; «Турист – следопыт». ;Кто быстрее найдет клад» ,«Проложи самый короткий маршрут».

Изготовление  и подбор атрибутов

Для сюжетно-ролевой игры: «Экологический патруль».

Сюжетно – ролевая игра:

«Спасатели», «Мы туристы».

Проведение Эко -квеста : «Эколята – защитники природы» на территории детского сада;

Квест - игра «Экологическая тропа туриста»;

Спортивный досуг: «Юный эколог».

Литературная гостиная.

 «Правила поведения в лесу»;

 «Красота природы»;

«Ягоды и грибы»;.

Сформировать представления о красоте природы, формировать бережное отношение к природе; Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами; Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Подготовка книжек малышек: «Ягоды и грибы живут в лесу»; Инсценировка: «Мы туристы»

 

Рекомендации  родителям  для домашнего чтения книг: «Приключения Муравьишки» В. Бианки «Весёлый турист» С.Михалкова ; Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и Ох идут в поход»; 

Организация книжной выставки;

 

Подбор загадок о

животных, насекомых, ягодах, песен, туристических речёвок: "Мы туристы".

Консультация при проведение данного мероприятия:

"Фестиваль походной песни ":

"Когда мои друзья со

мной", "Вместе весело шагать" 

3. Результаты проделанной работы.

Анализируя результаты проделанной работы, целесообразно сделать вывод о том, что:

1. В процессе интегрированного подхода с использованием элементарных форм туризма удалось сформировать эколого-туристские знания и умения природопользования и охраны окружающей среды; наиболее эффективно решать вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность к здоровому образу жизни.

2. У воспитанников и их родителей сформировалась ярко-выраженная положительная мотивация к ведению здорового образа жизни, занятиям спортом и туризмом; 

3. Удалось внедрить различные вариативные формы взаимодействия: встречи, пешие походы, квест-игры, занятия, интерактивные игры, праздники и досуги.

4. Предлагаемая система взаимодействия с использованием элементарных форм детского туризма позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности в рамках оздоровительной работы детского сада, и с другой стороны – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родителями и социумом в рамках эколого-просветительской работы.

5. Детский сад нашел новое направление взаимодействия с социальными партнерами: – экологическая грамотность и создание единого эколого-образовательного пространства.

Анализ проделанной работы.

Также, говоря о результатах, необходимо определить личную значимость проделанной работы, для каждого участника.

Дети: Сформировано экологически грамотное отношение  к природе;

Повышен уровень физической подготовленности;  

Развитый познавательный интерес к спорту и активному образу жизни;

Сформированы межличностные дружеские отношения  в процессе игровой и туристической деятельности

Родители: Повышена педагогическая компетентность родителей по экологическому воспитанию;

Увеличилось количество участников спортивных –мероприятий экологической направленности  детского сада;

Укрепились детско-родительские отношения, произошло эмоциональное сближение.

Педагоги: Созданы дополнительные условия для качественной реализации ООП ДО ГБДОУ детского сада №87;

Повышение профессиональной компетенции по экологическому воспитанию;

Педагогическое портфолио пополняется и обогащается методическими разработками экологической направленности;

Инструктор по физической культуре: Разработаны  и апробированы конспекты занятий, игры по экологическому воспитанию;

Обогащена эколого-развивающая среда физкультурного зала;

Создана и апробирована новая форма сетевого взаимодействия специалистов;

Приобретен опыт проведения совместных мероприятий с социальными партнерами по экологической культуре;

Сформирована команда единомышленников педагогов в  эколого - туристской подготовленности дошкольников.

Социальные партнёры: Апробировано новое направление в просветительской работе по формированию экологической культуры дошкольников;

Приобретен опыт работы с дошкольным учреждением в проведении совместных мероприятий экологической направленности.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN