Модель взаимодействия с социальными партнерами "Эко-модель "Мы – туристы"
Модель взаимодействия с социальными партнерами "Эко-модель "Мы – туристы"
Model of interaction with social partners "Eco-model "We are tourists"
Автор: Семенова Елена Михайловна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: Lenys1970@mail.ru
Semenova Elena Mikhailovna
Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia
e-mail: Lenys1970@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что одной из наиболее важных и глобальных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, не только посредством приобщения их к здоровому образу жизни, но и к активному отдыху, формированию экологической культуры дошкольников и их семей.
Abstract: In this article, the author writes that one of the most important and global tasks is to preserve and strengthen the health of children, not only by introducing them to a healthy lifestyle, but also to active recreation, the formation of an ecological culture of preschoolers and their families.
Ключевые слова: воспитание, экология, дошкольники.
Keywords: education, ecology, preschoolers.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Актуальность: В настоящее время данная тема является актуальной, так как одной из наиболее важных и глобальных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, не только посредством приобщения их к здоровому образу жизни, но и к активному отдыху, формированию экологической культуры дошкольников и их семей. При решении данных задач, на помощь приходит такая форма организации экологического образования как детский туризм в ДОУ, позволяющая одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности детей. Сейчас все чаще и чаще нам приходится сталкиваться с тем, что у воспитанников ДОУ и их родителей недостаточный уровень экологического образования для того, чтобы бережно относиться к природе и ее ресурсам. Нами разработана и применяется эффективная модель взаимодействия с социальными партнерами «Эко-модель «Мы – туристы», которая позволяет за достаточно небольшой срок сформировать экологически направленное мышление детей, сформировать знания о природопользовании и представления об основах краеведения.
Данная модель ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Направление работы: организация модели социального взаимодействия педагогов, детей их родителей и образовательных учреждений в ходе реализации проектов по экологическому образованию посредством ознакомления дошкольников с элементами туризма.
Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста направленной на сохранение и укрепление своего здоровья, расширение эколого-туристских знаний и умений природопользования в разных образовательных областях и с учётом различных видов деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать эколого-туристские знания и умения в области природопользования и охраны окружающей среды;
- актуализировать знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающие:
- развивать у детей интерес к физической культуре, спорту и активному отдыху, потребность в знаниях о здоровом образе жизни;
- совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма;
3. Воспитательные:
- формировать межличностные, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности;
- совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Новизна представляемого педагогического опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности, направленных на воспитание экологической культуры дошкольников, а именно:
· Игровые технологии: «Экологическая игротека», «Сюжетно-ролевые игры», «Полоса препятствий», «Туристические походы», «Неделя здоровья», Спортивно-игровые упражнения; «Экологический ай-стоппер», «СОРСИ», Экологическая игротека;
· Проблемно-поисковая технология: «Письмо-жалоба», «Кейс технология», «Спортивное ориентирование»; «Подвижные игры с включением поисковых ситуаций», Деловая игра: «Хорошо – плохо».
· Экологические акции: «Спасем планету от мусора», «Зеленые ладошки земли», «Берегите лес и ее жителей от пожара», «Чистая территория – чистый дом».
Ожидаемые результаты:
- амплификация детского развития;
-развитие у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и природе;
-формирование навыков бережного и неразрушающего обращения с природой;
-развитие у детей экологического сознания основанного на гуманном ценностном отношении к природе.
- повышение педагогической компетенции у педагогов и родителей;
- расширение взаимодействия с социальным окружением;
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
Модель взаимодействия с социальными партнерами «Эко - модель «Мы – туристы» апробирована и проводится ежегодно в старших и подготовительных к школе группах. Данный опыт получил положительный отклик среди других педагогов, а также был представлен: на районном семинаре-практикуме для инструкторов по физической культуре, на межрегиональной конференции, в журнале «Дошкольная педагогика».
Работа по формированию экологической культуры дошкольников и их семей, представленная в данной работе, перешла в разряд традиций нашего детского сада и проводится ежегодно. По каждой теме подобрано: содержание, методы, технологии, средства, способы организации педагогического процесса, продукты детской деятельности, а также формы работы с социальными партнёрами.
1. Структура «Эко-модели» Мы – туристы».
В работе по формированию экологической культуры дошкольников и их семей используются современные технологии взаимодействия:
- Проектная деятельность: Совместная реализация проектов по познавательно-физическому развитию.
- Активные формы работы: Мастер-классы; квест-игры; интерактивные занятия;
- Индивидуализация образования: Подготовка детей и семей к спортивным конкурсам и соревнованиям.
Модель взаимодействия «Мы – туристы» представлена:
ГБДОУ "Детский сад № 87":
Родители:
- спортивно-познавательные досуг: «Вместе мы идем в поход»
- спортивно-познавательные досуг «Мы туристы»,
- квест-игра «За здоровьем в детский сад»;
- конкурсы детско-родительского творчества:
- экскурсия в парк. Маршрут №1;
- экскурсия по достопримечательностям города. Маршрут №2
ГБОУ "СОШ № 285 Красносельского района":
- познавательный досуг с применением ИКТ «Россия – страна путешественников»
- интерактивное занятие: «Мы туристы».
ДДЮТ Красносельского района:
- квест-игра «Экологическая тропа туриста»;
- квест-игра «Эколята – защитники природы»;
- спортивный досуг «Юный эколог»;
- выставка рисунков: «Если с другом вышел в путь…», «Мы туристы»;
- фестиваль походной песни: "Когда мои друзья со мной", "Вместе весело шагать", «Песня бременские музыканты», «Ах, картошка», «Весёлая походная».
2. Взаимодействие с социальными партнерами.
Планирование мероприятий |
Задачи |
Участники взаимодействия |
|||
Дети |
Родители |
Педагоги |
Социальные партнеры |
||
Актуализация темы среди круга участников. |
Познакомить с планом, темой, ее актуальностью |
Тематические беседы «Что такое туризм, чем он отличается от путешествий»; Викторина: « Знатоки природы» |
Консультация: «Экологическое воспитание в семье», «Воспитание любви к природе» «Детский туризм – это серьёзно». |
Просмотр фото ;мультимедийных презентаций; видеоматериалов «К природе с добротой», «Что такое туризм»; «Виды туризма». |
Привлечение педагогов из: ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района; ГБОУ СОШ № 285;ГБОУ школа № 54 для осуждения плана работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» и предстоящих мероприятий |
Изготовление дидактического и познавательного материала |
Закрепление знаний о разновидности туризма |
Рассматривание иллюстраций: “Лес и его обитатели”, “Знакомство с природой” ,книг, журналов о туризме: «Лучик» |
· Cбор интересной информации:«О безопасном поведении в лесу»;Изготовление и выставка родителями с детьми совместных знаков по охране природы; «Красной книги»; «Книги жалоб», анкета для родителей: «Аптечка из лекарственных растений»; |
Дидактические игры: «Найди по заданному направлению»; "Придумай и отгадай" «Что возьмём с собой в поход» ; «Угадай и расскажи» ; Игра - тренировка «Мы собираемся в поход»; «Назови правильно», «Что будет, если…?» ;«Зеленая аптека»; «Разложи костер» ; лото «Виды туризма. |
Организация встречи с педагогом из ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района; ГБОУ СОШ № 285;ГБОУ школа № 54 для ознакомления с туристическим снаряжение, картами |
Разработка буклетов, информационных листов; памятки для путешественников |
Познакомить или ввести участников по данной теме взаимодействия и оказать методическую помощь |
Рисунки для оформления буклетов и памяток: «Отправляемся в поход», "Чем заняты туристы”, «Правила поведения в походе». |
Подборка тематических фотографий по данной теме |
Изготовление буклетов, памятки, информационных листов "Игры в походе", "Чем заняты туристы”, «Правила поведения в походе». |
Показ презентация для детей и родителей: «России – страна великих путешественников» ГБОУ СОШ № 285; |
Организация выставки
|
Создать условия для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми; Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. |
Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»
|
Изготовление общего фотоальбома: «Путешествуем с семьёй»; обмен опытом среди родителей «День туризма в моей семье» |
Оформление выставки «Если с другом вышел в путь» и поделок |
Организация выставки в ГБУ ДО ДДТ: «Если с другом вышел в путь …» |
Игра – исследование. |
Выявить умение детей применять полученные знания при ориентировке на макете детского сада; |
«Что такое компас?» «Точный глазомер»; «Безопасность в природе»; Что такое карта?». |
Экскурсия в парк. Маршрут №1; Экскурсия по достопримечательностям города Маршрут №2. |
Разработка и проведение квест - игры: «В походе»; карты - схемы, алгоритмы, модели. |
Практические занятия по использованию туристского снаряжения педагогами |
Творческая мастерская. |
Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать всё то, что встречается туристу на пути. |
«Мы – туристы» "Экологическая тропа". |
Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением. |
Изготовление игрового макета «Уголок туриста», «Разложи костер»; Мини-музей "Макет экологической тропы". |
Организация творческой выставки в ГБУ ДО ДДТ: «Мы туристы». |
Поисковые игры. |
Формирование у дошкольников умения ориентироваться в лесу с помощью туристических атрибутов (маршрутные схемы, карты, планы) по расположению природных объектов |
Игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде»; «Турист – следопыт». ;Кто быстрее найдет клад» ,«Проложи самый короткий маршрут». |
Изготовление и подбор атрибутов Для сюжетно-ролевой игры: «Экологический патруль». |
Сюжетно – ролевая игра: «Спасатели», «Мы туристы». |
Проведение Эко -квеста : «Эколята – защитники природы» на территории детского сада; Квест - игра «Экологическая тропа туриста»; Спортивный досуг: «Юный эколог». |
Литературная гостиная. «Правила поведения в лесу»; «Красота природы»; «Ягоды и грибы»;. |
Сформировать представления о красоте природы, формировать бережное отношение к природе; Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами; Закреплять знания о правилах поведения в природе. |
Подготовка книжек малышек: «Ягоды и грибы живут в лесу»; Инсценировка: «Мы туристы»
|
Рекомендации родителям для домашнего чтения книг: «Приключения Муравьишки» В. Бианки «Весёлый турист» С.Михалкова ; Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и Ох идут в поход»; |
Организация книжной выставки;
Подбор загадок о животных, насекомых, ягодах, песен, туристических речёвок: "Мы туристы". |
Консультация при проведение данного мероприятия: "Фестиваль походной песни ": "Когда мои друзья со мной", "Вместе весело шагать" |
3. Результаты проделанной работы.
Анализируя результаты проделанной работы, целесообразно сделать вывод о том, что:
1. В процессе интегрированного подхода с использованием элементарных форм туризма удалось сформировать эколого-туристские знания и умения природопользования и охраны окружающей среды; наиболее эффективно решать вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность к здоровому образу жизни.
2. У воспитанников и их родителей сформировалась ярко-выраженная положительная мотивация к ведению здорового образа жизни, занятиям спортом и туризмом;
3. Удалось внедрить различные вариативные формы взаимодействия: встречи, пешие походы, квест-игры, занятия, интерактивные игры, праздники и досуги.
4. Предлагаемая система взаимодействия с использованием элементарных форм детского туризма позволяет удовлетворить потребность детей в двигательной активности в рамках оздоровительной работы детского сада, и с другой стороны – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родителями и социумом в рамках эколого-просветительской работы.
5. Детский сад нашел новое направление взаимодействия с социальными партнерами: – экологическая грамотность и создание единого эколого-образовательного пространства.
Анализ проделанной работы.
Также, говоря о результатах, необходимо определить личную значимость проделанной работы, для каждого участника.
Дети: Сформировано экологически грамотное отношение к природе;
Повышен уровень физической подготовленности;
Развитый познавательный интерес к спорту и активному образу жизни;
Сформированы межличностные дружеские отношения в процессе игровой и туристической деятельности
Родители: Повышена педагогическая компетентность родителей по экологическому воспитанию;
Увеличилось количество участников спортивных –мероприятий экологической направленности детского сада;
Укрепились детско-родительские отношения, произошло эмоциональное сближение.
Педагоги: Созданы дополнительные условия для качественной реализации ООП ДО ГБДОУ детского сада №87;
Повышение профессиональной компетенции по экологическому воспитанию;
Педагогическое портфолио пополняется и обогащается методическими разработками экологической направленности;
Инструктор по физической культуре: Разработаны и апробированы конспекты занятий, игры по экологическому воспитанию;
Обогащена эколого-развивающая среда физкультурного зала;
Создана и апробирована новая форма сетевого взаимодействия специалистов;
Приобретен опыт проведения совместных мероприятий с социальными партнерами по экологической культуре;
Сформирована команда единомышленников педагогов в эколого - туристской подготовленности дошкольников.
Социальные партнёры: Апробировано новое направление в просветительской работе по формированию экологической культуры дошкольников;
Приобретен опыт работы с дошкольным учреждением в проведении совместных мероприятий экологической направленности.