Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Нейроигры в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2021-10-11 10:17:07
Статью разместил(а):
Хоменко Марина Сергеевна

Нейроигры в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Neurogames in the work of a speech therapist teacher with preschool children

 

Автор: Хоменко Марина Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО детский сад «Зоренька», Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, Россия.

e-mail: yndina.marina@yandex.ru 

Khomenko Marina Sergeevna

Moscow Secondary School named after A.P. Kyshtymov, kindergarten "Zorenka", Ust-Abakan district, Republic of Khakassia, Russia.

e-mail: yndina.marina@yandex.ru

 

Аннотация: В данной статье говорится о том, как нейроигры способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений (интеллектуальных, речевых, двигательных), применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей. 

Abstract: This article talks about how neurogames contribute to overcoming and correcting existing disorders in children (intellectual, speech, motor), is used not only to correct the development of children with disabilities, but also for the development of higher mental functions in normally developing children.

Ключевые слова: нейроигры, нейрогимнастика, кинезиологические упражнения, кинезиология. 

Keywords: neurogames, neurohymnastics, kinesiological exercises, kinesiology.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Нейроигры - эффективный инструмент в работе логопеда и дефектолога.

Нейрогимнастика - это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

У детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.

Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. 

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание. Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. 

Игры на развитие межполушарного взаимодействия. 

1. «Симметричные рисунки или двуручное рисование». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой). 

2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков.

Игры на мозжечковую стимуляцию. 

1.  Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками: 

-  перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот; 

-передача соседу и наоборот (игры: «Скажи наоборот», «Один-много»);

- перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая). 

Основные виды движений с одним мячом или мешочком: 

- броски вниз двумя руками, вверх двумя руками; 

 - броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками. 

Также существуют такие нейротренажеры, как: нейроскакалка и нейровосьмерка, развивающие межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. 

Таким образом, нейроигры способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. 

 

Список литературы:

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. М.: Центрполиграф, 2002.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN