Использование в коррекционной работе с дошкольниками пособия «Геоборд»
Использование в коррекционной работе с дошкольниками пособия «Геоборд»
Use in correctional work with preschoolers manual "Geoboard"
Автор: Хисматова Лиана Робертовна
МБДОУ «Детский сад № 5 «Пчёлка», г. Октябрьский, Республика Башкортостан, Россия
e-mail: Liano4ka1991@bk.ru
Khismatova Liana Robertovna
Kindergarten N 5 "Pchelka", Oktyabrsky, Republic of Bashkortostan, Russia
e-mail: Liano4ka1991@bk.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о своём опыте коррекционной работы с дошкольниками с использованием пособия «Геоборд». Данное пособие автор сам изготовил и эффективно применяем в практике, достигая намеченных целей.
Abstract: In this article, the author writes that he uses the well-known manual "Geobord" in working with preschoolers. This manual was produced by the author himself and is effectively applied in practice, achieving the intended goals.
Ключевые слова: коррекционная работа, дошкольники, развитие речи, логопедическое пособие.
Keywords: correctional work, preschoolers, speech development, speech therapy manual.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Если раньше в логопедических группах сидели дети с диагнозами фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР 2-3 уровня, то сейчас, видя протоколы и диагностируя детей, мы видим какие сложные и отягощенные диагнозы у них, наблюдаем низкий уровень познавательного и психического развития. Зачастую ко всему этому добавляется и поведенческие расстройства. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно-развивающей работы.
Наблюдения из практики.
В 2020 году мы набрали компенсирующую группу для детей (5-6 лет) с нарушением речи. В группе 5 девочек и 10 мальчиков. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности. Дети с ОНР 1-2 уровня, ребенок с мото-сенсорной алалией, дети с ринолалией (увеличенные аденоиды, расщелина мягкого и твердого неба). Практически у всех детей интеллектуальное и познавательное развитие в пределах низкой возрастной нормы, наблюдаются поведенческие изменения. В коррекционно-развивающей работе мы столкнулись с проблемой, что те средства и приемы, которые раньше активно приносили результат, сейчас плохо реализуются. Детям сложно давались дидактические игры, игровые пособия, из-за недоразвития мелкой моторики, плохой памяти, дефицита внимания, снижения познавательной активности, слабо развитого воображения и т.д. Мы решили разработать практичное и простое пособие, актуальное для наших детей.
Одним из таких средств является пособие «Геоборд». Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек. Это приспособление стало известно ещё в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое «поле для рисования резиночками» с 25 штырьками.
Использование игрового пособия Геоборд в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества:
- занятия полезны для развития мелкой моторики: растягивание, надевание резиночек на колышки - отличная сенсорная "зарядка" для пальчиков.
- развивается пространственная ориентировка (ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон).
- игры с геобордом развивают внимание и память ребенка, умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.
- различные способы складывания узоров способствуют когнитивному развитию, стимулируют воображение и развивают творческие способности ребенка.
- геоборд позволяет в конструктивной деятельности, используя игровые методы и приемы реализовывать задачи по развитию языковых подсистем.
Так как в группе больше количество мальчиков, то для них это пособие стало наиболее интересной.
Сейчас геоборды начали продаваться в магазинах, но при этом совсем несложно сделать эту игрушку своими руками. У нас получилось 5 планшетов. Мы работаем как индивидуально, так небольшими подгруппами. Также подключили наших родителей изготовить в домашних условиях данную дощечку. Соответственно домашние задания по планшету даются родителям.
Игротека с использованием пособия Геоборд
Развитие языковых подсистем:
· Автоматизация поставленных звуков. Варианты заданий: «Поедем на машине», «Прокати мяч», «Помоги зайке добраться до цветочка», «Построй домик», «Лесенка».
В этих играх просим ребенка построить из резиночек, пройти между ними, нажать на колышки или снять резиночки. Выполняя задания, ребенок повторяет звуки, слоги, слова или чистоговорки с заданными звуками.
· Формирование звукобуквенных связей. Варианты заданий: «Напиши букву» конструирование букв из резиночек, «Почини букву» реконструирование букв, «Буквы играют в прятки», «Составь слоги»
· Словарь. Варианты заданий: «Целое и части». Просим ребенка построить из резиночек заданный объект, верно называя его части. Например: у чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.
«Подбери словечко», «Скажи наоборот». Педагог «рисует» на планшете объект. Например: кривая дорожка. Просим ребенка подобрать слово, противоположное по значению и нарисовать соответствующий объект (прямая дорожка).
· Грамматический строй речи. Варианты заданий: «Один – много», «Назови ласково». Употребление предлогов. Предлагаем ребенку сконструировать какой-либо объект (например, дерево) и расположить фигурки - помощники по заданию педагога (зайчик под деревом, солнце над деревом, гриб около дерева) и т.п.
· Связная речь. Варианты заданий:
- Составление и распространение предложений по изображенным объектам. Например: Около дома растет елка. Около дома растет зеленая пушистая елка.
- Составление описательных рассказов к сконструированным картинкам.
- «Рисование» с помощью резиночек на планшете картинок - иллюстраций к небольшим стихотворениям и сказкам с последующим их пересказом. Например: «Заюшкина избушка».
Развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение). Варианты заданий: «Угадай, что это?»
Педагог «рисует» на планшете схематичное изображение какого-либо объекта. Ребенку предлагается угадать, что изобразил педагог.
«Загадки», «Продолжи узор», «Будь внимателен». Детям предлагается расположить геометрические фигуры на планшете под диктовку педагога. Например: в левом верхнем углу - желтый треугольник, в правом нижнем углу - красный квадрат, в правом верхнем углу - зеленый треугольник, в левом нижнем углу синий прямоугольник.
«Чудесные превращения». Педагог предлагает детям "оживить" геометрические фигуры, изображенные на планшете. Так квадрат можно превратить в домик, прямоугольник в чайник, а треугольник в самолет.
Это лишь примеры заданий и упражнений, в которые можно играть с помощью "математического планшета".
Геоборд - это игра, которая является отличным пособием для обучения и развития. Игры с использованием Геоборда стимулируют мотивацию дошкольников и позволяют повысить эффективность коррекционной работы.
Литература:
Геоборд «Играем вместе». СПб: Издательство «Школа талантов», 2020г.