Работа с семьей по адаптации детей к ДОУ
Работа с семьей по адаптации детей к ДОУ
Work with family to adapt children to pre-school educational institution
Авторы: Жиронкина Ольга Николаевна
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7», п. Пролетарский, Россия
e-mail: HelgaViorna@yandex.ru
Zhironkina Olga Nikolaevna
Kindergarten №7, Proletarskiy, Russia
e-mail: HelgaViorna@yandex.ru
Полькина Татьяна Александровна
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7», п. Пролетарский, Россия
e-mail: tanjapolkina@mail.ru
Polkina Tatiana Aleksandrovna
Kindergarten №7, Proletarskiy, Russia
e-mail: tanjapolkina@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации работы с родителями в ДОУ. В статье описывается организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, направления работы педагогического состава для успешной адаптации ребенка к ДОУ.
Abstract: The article is devoted to the organization of work with parents in pre-school educational institution. The article describes the organization of interaction between the pre-school institution and the family, the directions of the teaching staff for the successful adaptation of children to the pre-school educational institution.
Ключевые слова: адаптационный период, семейное воспитание, педагогическое образование, социальная среда, детский сад.
Keywords: adaptation period, family education, teacher education, social environment, kindergarten.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Вопросы и проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, всегда волновали и родителей, и педагогов, и педиатров. Эти проблемы широко отображены в исследовательских работах ученых психологов и педагогов многих стран, в том числе и русских: А.А. Солнцева, Н.И. Аскариной, Н.Д. Ватутиной А.В. Петровского, М. Руттера, Р.В. Тонковой-Ямпольской, которые выделяли вопрос адаптации ребенка в один из важнейших аспектов становления и развития личности в раннем возрасте.
В воспитании ребенка раннего возраста, приоритет, несомненно, отдается семейному воспитанию. Так как именно в семье малыш получает свои первые жизненные опыты. Но современные непростые условия жизни вынуждают родителей с самого раннего возраста ребенка прибегать к помощи общественных форм воспитания.
В Законе РФ «Об образовании» одной из задач, стоящих перед детским садом, определено «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Лишь только проектируя систему взаимодействия ДОУ и семьи, возможно, достичь высокого качества образования и полностью удовлетворить запросы родителей по развитию детей и воспитанию в созданном едином образовательном пространстве.
Современные направления в развитии дошкольного образования и воспитания объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей — важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение.
Переход ребенка от домашнего воспитания, к общественному, всегда вызывает обоснованную тревогу и опасения взрослых. Резкое изменение социальной среды зачастую вызывает изменения психического и физического здоровья детей. Поэтому очень важно грамотно построить пути перехода из одной среды в другую. Адаптация малыша к дошкольному учреждению проходит особенно тяжело, ведь ребенок раннего возраста мене всего предрасположен к отрыву от близких ему людей. Связь с ними еще чересчур крепка, и очень важно разъяснить и помочь взрослым осознать важность подготовки семьей ребенка к переходу в дошкольное учреждение, ведь от этого зависит течение и длительность адаптационного периода.
Несомненно, помощь по адаптации ребенка должна быть профессиональной. В силу того что воспитатели дошкольного учреждения имеют знания об особенностях адаптационного периода ребенка, а так же, в основном, и большой опыт работы с малышами, могут оказать активную квалифицированную помощь родителям в этом вопросе. Здесь огромную роль должна сыграть правильная организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, как форма повышения педагогического образования родителей. В эту работу должны быть вовлечены как воспитатели, так и все специалисты дошкольного учреждения, причем работа педагогов с семьей должна быть строго регламентирована.
В зависимости от профессиональной направленности педагоги выполняют каждый свою работу: заведующий — оформлением договоров, сопутствующих документов, организацией ознакомительных экскурсий, бесед с родителями; старший воспитатель — анкетированием семей, координирует работу специалистов, педагог психолог — наблюдает за психологическим состоянием ребенка, диагностирует, проводит психогимнастику, консультации с родителями; медсестра — наблюдает за протеканием адаптации, проводит иммунопрофилактику, консультирует родителей; инструктор по физической культуре — проводит игровые и оздоровительные занятия, так же знакомит родителей с оздоровительными технологиями, проводит консультации; музыкальный руководитель — организует игровые музыкальные занятия, кукольный театр, консультации с родителями; воспитатели - проводят игровые занятия, организуют досуг ребенка непосредственно в группе, наблюдают за адаптацией, при необходимости привлекают к помощи специалистов. Только совокупность использования этих форм и методов ДОУ и семьи позволяет выстроить период адаптации ребенка не как возможность приспособиться, а помогает сформировать такую конструирующую деятельность, которая предполагает перестройку имеющихся форм поведения у ребенка и образования новых.
Опыт работы показал, что работу по взаимодействию с семьей по данной проблеме необходимо начинать еще до поступления ребенка в детский сад, примерно за 1-2 месяца. Этот период позволяет педагогам познакомиться с семьей, понять ее социо-культурный уровень, наличие педагогических знаний, запросы, семейный уклад, особенности ребенка, его интересы и потребности. А так же предварительно познакомить родителей об особенностях привыкания ребенка к детскому саду и факторами, которые могут негативно повлиять на адаптацию, объяснить какими навыками должен владеть малыш при поступлении в ДОУ. Этому помогают личные беседы педагогов с родителями, анкетирование, опросы, рекомендации.
В адаптационный период можно выделить несколько этапов работы с родителями:
1. Разъяснение целей и задач работы педагога по адаптации ребенка к детскому саду.
2. Ежедневное информирование родителей о ходе адаптационного процесса.
3. Формирование основ для доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями.
4. Совместный анализ хода адаптации, определение рекомендаций и направлений коррекции работы семьи по смягчению остроты адаптационного периода.
Конечно же, основная нагрузка в адаптационный период ложиться на воспитателя, который непосредственно работает с малышом. Здесь важно отчетливо понимать, что родители, оставляя своего ребенка чужому человеку, естественно испытывают острую тревогу, и ребенок чутко улавливая настроение родных, переносит это в свое поведение. Поэтому задача педагога, прежде всего, успокоить родителей, выбрать совместно определенный щадящий ребенка режим посещения в адаптационный период. Самым оптимальным вхождением в группу детей является прогулка: утренняя или вечерняя. В этот период ребенку доступно непринужденное общение с детьми, игры, ненавязчивое взаимодействие с педагогом. По мере социализации и особенностей адаптации время пребывания малыша в группе увеличивается. Все это, позволяет педагогу, на начальном этапе адаптационного периода, завоевать доверие малыша, сформировать его привязанность к себе, помочь почувствовать ребенку, что его принимают и любят таким, какой он есть.
Несомненно адаптационный процесс, конечно же зависит от того сумеет ли педагог увидеть и разобраться, что нужно ребенку, что ему интересно, какие у него наклонности, сумеет мягко и своевременно снять негативное эмоциональное напряжение, согласовать режимные процессы для ребенка дома с семьей. Конечно же, необходимую информацию о ребенке педагог получает из доверительной беседы с родителями, а так же в ходе наблюдений за ребенком с первого дня его посещения дошкольного учреждения, ведь это позволяет получить очень важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения с взрослыми и сверстниками и т.п.
Адаптационный период привыкания ребенка к детскому саду считается успешно законченным, если ребенок спокойно, без слез с хорошим настроением приходит в сад, безболезненно прощается с родителем, активно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, участвует в деятельности группы, играет, хорошо ест, спокойно спит, не проявляет негативных эмоций.
Таким образом, успешной адаптации ребенка в саду, способствует, в том числе, правильно выстроенная система работы с семьей малыша и дошкольным образовательным учреждением, которая направлена на доброжелательное и открытое взаимодействие, с учетом индивидуальных особенностей семей, многоаспектной специфики каждой семьи, ее запросов и потребностей. Можно утверждать, что в условиях Дошкольного образовательного учреждения работа с родителями по адаптации детей раннего возраста приобрела новую специфическую направленность, поскольку изменилось содержание, характер и формы взаимодействия между семьей и педагогами.
Список литературы:
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина. 2007- 64с.
2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.
3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада / - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003 – № 2.