Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Modern educational technologies in the development of speech of preschool children
Автор: Коркина Светлана Васильевна
ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: svetlana9kor@mail.ru
Korkina Svetlana Vasilievna
Kindergarten No. 87, St. Petersburg, Russia
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что современные образовательные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Abstract: in this article, the author writes that modern educational technology has a significant impact on the development of speech of preschool children.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, младший дошкольный возраст, развитие речи.
Keywords: modern educational technologies, preschool age, speech development.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. В связи с этим, организация речевого развития предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.
Современные образовательные технологии, направленные на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
- здоровьесберегающие технологии
- игровые педагогические технологии
- проблемно-игровые технологии
- ИКТ - технологии (мультимедийная презентация)
Основные задачи использования современных образовательных технологий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
1. Овладение речью, как средством общения.
2. Расширение, обогащение и активизация словаря.
3. Развитие связной речи.
4. Формирование правильной разговорной речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
Здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования - это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью. Пальчиковые упражнения; дыхательная гимнастика; самомассаж; подвижные игры в сопровождении коротких стихотворных произведений и рифмовок.
Игровые педагогические технологии. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. В таких сюжетно-дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Угостим куклу обедом», «Построим для куклы дом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их социально - коммуникативному и речевому развитию. Дидактические игры; подвижные игры с текстами; народные и хороводные игры на основе потешек; игры-имитации; игры-драматизации.
Проблемно-игровая технология. Область совершенствования - это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая дает возможность самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Совместные со взрослым наблюдения; игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками, природным материалом; организация проблемных ситуаций; ситуаций общения.
Наиболее эффективными технологиями развития речи детей, являются технологии, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ. Они позволяют естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
ИКТ-технологии. Применение мультимедийных пособий в развитии речи младших дошкольников существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о ребенке. Мультимедийные презентации преподносят материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Применение современных образовательных технологий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, способствует эффективному развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности и навыков речевого общения с окружающими.