Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-01-08 18:58:00
Статью разместил(а):
Коркина Светлана Васильевна

Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Modern educational technologies in the development of speech of preschool children

 

Автор: Коркина Светлана Васильевна 

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

Korkina Svetlana Vasilievna

Kindergarten No. 87, St. Petersburg, Russia

E-mail: svetlana9kor@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что современные образовательные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Abstract: in this article, the author writes that modern educational technology has a significant impact on the development of speech of preschool children.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, младший дошкольный возраст, развитие речи.

Keywords: modern educational technologies, preschool age, speech development.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» направлено на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. В связи с этим, организация речевого развития предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Современные образовательные технологии, направленные на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

- здоровьесберегающие технологии

- игровые педагогические технологии

- проблемно-игровые технологии

- ИКТ - технологии (мультимедийная презентация)

Основные задачи использования современных образовательных технологий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

1. Овладение речью, как средством общения.

2. Расширение, обогащение и активизация словаря.

3. Развитие связной речи.

4. Формирование правильной разговорной речи.

5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

Здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования - это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью. Пальчиковые упражнения; дыхательная гимнастика; самомассаж; подвижные игры в сопровождении коротких стихотворных произведений и рифмовок.

Игровые педагогические технологии. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. В таких сюжетно-дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Угостим куклу обедом», «Построим для куклы дом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их социально - коммуникативному и речевому развитию. Дидактические игры; подвижные игры с текстами; народные и хороводные игры на основе потешек; игры-имитации; игры-драматизации.

Проблемно-игровая технология. Область совершенствования - это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая дает возможность самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Совместные со взрослым наблюдения; игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками, природным материалом; организация проблемных ситуаций; ситуаций общения.

Наиболее эффективными технологиями развития речи детей, являются технологии, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ. Они позволяют естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.

ИКТ-технологии. Применение мультимедийных пособий в развитии речи младших дошкольников существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о ребенке. Мультимедийные презентации преподносят материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Применение современных образовательных технологий, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, способствует эффективному развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности и навыков речевого общения с окружающими.