Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению к школе
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Formation of motivational readiness of older preschoolers to study at school
Автор: Пожарская Наталья Анатольевна
МБОУ "Московская СОШ им. А.П. Кыштымова", СПДО детский сад "Зоренька", с. Московское, Республика Хакасия, Россия.
e-mail: natasin1982@mail.ru
Pozharskaya Natalia Anatolyevna
Moscow Secondary School named after A.P. Kyshtymov, kindergarten "Zorenka", Moskovskoe village, Republic Khakassia, Russia
e-mail: natasin1982@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается дается понятие мотивационной готовности, даются рекомендации педагогам для работы с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению в школе.
Abstract: this article discusses the concept of motivational readiness is given, recommendations are given to teachers for working with children of the preparatory group in preparation for school.
Ключевые слова: мотивационная готовность, старший дошкольный возраст, готовность к обучению в школе.
Keywords: motivational readiness, senior preschool age, readiness to study at school.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В современной России качественному образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.
Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Подготовка к школе — не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющая его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства — возраста уникального, в котором закладываются основы будущего развития.
Подготовка к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»:
а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в) мотивационная (личностная) готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика.
Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Работа педагога по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе;
3. Способствовать формированию опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы. Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения ребёнка.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства с родителями.
Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации:
1. Поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2. Прививайте ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
3. Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить сними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
4. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
6. Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
7. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займите его чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
8. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий выбирайте игровую форму с возможностью активного участия.
9. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми.
10. Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
11. Изучаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, читая художественную литературу, важно активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
12. А самое главное, не запугивайте ребенка школой! Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Список литературы:
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта мотивации на успешность усвоения знания [Текст]: учеб, пособие / Н.Н.Акулина.-CПБ.: Питер,1999.-234 с.
2. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец. -Д.: Феникс, 2006.-243 с.
3. Ермолаева М.В. Развитие личности дошкольника [Текст] / М.В. Ермолаева // Психология развития. – М., 2000.- С.142-148.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]:учеб, пособие / Е.П. Ильин. – СПБ.: ПИТЕР, 2000.-215с.
5. Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст] / М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.- С. 15-23.