Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению к школе
Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Formation of motivational readiness of older preschoolers to study at school
Автор: Пожарская Наталья Анатольевна
МБОУ "Московская СОШ им. А.П. Кыштымова", СПДО детский сад "Зоренька", с. Московское, Республика Хакасия, Россия.
e-mail: natasin1982@mail.ru
Pozharskaya Natalia Anatolyevna
Moscow Secondary School named after A.P. Kyshtymov, kindergarten "Zorenka", Moskovskoe village, Republic Khakassia, Russia
e-mail: natasin1982@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается дается понятие мотивационной готовности, даются рекомендации педагогам для работы с детьми подготовительной группы при подготовке к обучению в школе.
Abstract: this article discusses the concept of motivational readiness is given, recommendations are given to teachers for working with children of the preparatory group in preparation for school.
Ключевые слова: мотивационная готовность, старший дошкольный возраст, готовность к обучению в школе.
Keywords: motivational readiness, senior preschool age, readiness to study at school.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В современной России качественному образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.
Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Подготовка к школе — не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющая его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства — возраста уникального, в котором закладываются основы будущего развития.
Подготовка к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»:
а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в) мотивационная (личностная) готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика.
Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Работа педагога по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе;
3. Способствовать формированию опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы. Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения ребёнка.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности,