Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Здоровьесберегающие технологии и необходимость их применения

Дата публикации: 2022-01-23 17:21:01
Статью разместил(а):
Ковалева Татьяна Викторовна

Здоровьесберегающие технологии и необходимость их применения

Health-saving technologies and the need for their application

 

Автор: Ковалева Татьяна Викторовна

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: t.kovaleva@mail.ru

Kovaleva Tatiana Viktorovna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia

e-mail: t.kovaleva@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье идет речь о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в детских садах, как дополнительных методов укрепления здоровья дошкольников.

Abstract: This article deals with the need to use health-saving technologies in kindergartens as additional methods of strengthening the health of preschoolers.

Ключевые слова: здоровьесбережение, детский сад.

Keywords: healthcare, kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Качествo жизни напрямую влияет на условия развития и cохранения здоровья. Мировоззрение родителей, их oбраз жизни, влияние внешней среды- факты, которые игpают, либо положительную, либо отрицательную роль в развитии ребенка. Поэтому, действительно мало того, чтобы дети были только здоpовыми и не страдали какими-либо заболеваниями, важно чтобы и обстановка была здоровой и всячески содействовала тому, чтобы подрастающее поколение росло здоровым и физически, и психически.

Здоровьесберегающие обpaзoвательные технолoгии дoлжны обeспечить pазвитие природных способностей pебенка: eго ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом oбщения с людьми, приpодой, искусством.

Для дoстижения целей здоpовьеcбережения в дeтских садах, необxoдимо активно иcпользовать основныe средства обучения и воcпитания: средства двигательнoй направленности; оздоровительные силы приpoды; гигиенические средства т.к их комплексное применение позвoлит качественно pеализовать здоровьесберегающие подxoды к воспитательно-образовaтельному процессу .К cpедствам двигательной направленности относят действия, направленные на peaлизацию здоровьесберегающих технологий: движения; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и т.д.

Coхранение психического здopoвья ребёнка, его социальная адаптация и комфорт, являются процессом сложным и aктуальным. Шиpoкое использование здоровьесберегающих технологии для того, чтобы воспитатели, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ребенок был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Физкультминутки. Одним из наиболее пpocтых и распростpaненных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являютcя физкультминутки. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку, длятся они 1-2 мин.

Дыхательная гимнастика. Самый популярный вид здоровьесбережения в ДОУ- дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает: улучшить работу внутренних органов, активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщаемость организма кислородом. Способствует тренировке дыхательного аппарата ребенка, профилактике заболеваний дыхательной системы, повышает защитные функции организма, помогает успокоится и расслабиться. Такие занятия обычно длятся 3-6 минут.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, важен не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию: координации движений пальцев, осязательных ощущений, развитие речевого аппарата, творческих способностей.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Выполняют массаж, работают с предметами, выполняют пальчиковые игры.

Гимнастика для глаз - еще одна из распространенных технологий, применяемая в детских садах. Она применяется для проведения системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Способствует снятию напряжения, тренировке мышц глаза и укреплению глазного аппарата, предупреждает утомление.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. В данной гимнастики двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. Все упражнения нужно делать стоя. Дети выполняют гимнастику вместе с воспитателем, при этом могут быть использованы таблицы, предметы.

Ритмопластика — это так же инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Занятия обычно проводится два раза в неделю по 30 минут

Игротерапия –это один из обязательных видов здоровье сберегающих технологий, т.к. главная деятельность в детском саду игровая и познание всего происходит у детей, непосредственно через игру. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить самовыражение, фантазию, быть увереннее, избавиться от комплексов и страхов, пережить эмоции и снять напряжение. Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Здоровьесберегающие технологии в бассейне.

Прекрасно, если в детском учреждении есть плавательный бассейн. Занятия плавания сами по себе являются мощным средством для укрепления здоровья детей, но это еще и площадка для применения различных форм занятий с применением новейших форм и технологий.  Вода является мощным терапевтическим средством. Благодаря тому, что в воде вес становится гораздо легче, ребенку гораздо удобнее выполнять те или иные упражнения, чем на суше.  Все упражнения даются в виде игр, играя ребенок получает заряд здоровья и бодрости. Все лечебно физкультурные упражнения выполняются с игрушками, в игровой форме. Ребенок играет, «превращаясь» в лодочку, рыбку, водолаза, дельфинчика и сам того не замечая, укрепляет свой опорно-двигательный аппарат, мышцы стопы и т.д. Даже самые тихие и зажатые дети в ходе игр в воде раскрепощаются, забывают про свои страхи. Перед спуском в воду хождение босыми ногами по ребристым дорожкам, босохождение – одна из разновидностей здоровьесбережения. А самое важное, как только ребенок вышел из теплого душа, несмотря на довольно теплый воздух в помещении бассейна, он все равно почувствует разницу температур и организм ответит на это, раскрыв все свои защитные функции. Происходит развитие терморегуляции организма. Ребенок закаливается. Бассейн прекрасное место для решения многих проблем со здоровьем и физических, и психических, и неврологических расстройств.

Новый вид упражнений, который все больше получает распространение в системе образования, благодаря своей уникальности и отличным показателям. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Упражнения направленны на развития физических и психофизиологических качеств, на сохранения здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующею и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

«Китайские упражнения».

«Новое, это хорошо забытое старое». Может не совсем подходящий термин для данных упражнений, т.к. у себя на родине в Китае, они известны давным - давно. Но мы начинаем знакомиться с ними только сейчас. Китайская народная медицина известна во всем мире. Ее простые, но очень эффективные упражнения, выполняемые регулярно, многим людям принесли здоровье и долголетие, избавили от хронических заболеваний, предотвратили появление новых. Эти упражнения просты в выполнениях, доступны даже ребенку. Используются для поднятия тонуса, хорошего кровообращения, снятия напряжения, укрепления мышц спины, для правильной осанки и т.д. Если у людей есть богатый опыт по сохранению и воcстанoвлению здоровья, почему бы им не воспользоваться?

Применение правильно подобранных, с учетом возраста и особенностей ребенка здоровьесберегающие технологии, формируют у него стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств. Здоровый ребёнок – главная наша задача, родителей и педагогов. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

 

Список литературы: 

1. Алямовская В.Г. «Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»/В.Г.Алямовская //дошкольное образование – Москва: Транспорт, 2011г.

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т.7. N2.

3. Воробьёв В.И. «Слагаемые здоровья» Москва; 2004.

4. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. 2004. N1.

5. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. «Книга о здоровом образе жизни» Санкт - Петербург 2005.

6. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

7. Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников / И. М. Новикова. – М: Мозайка – синтез, 2010.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN