Организация наблюдения за трудом взрослого на прогулке

Дата публикации: 2022-02-01 18:01:31
Статью разместил(а):
Путилина Елена Владимировна

Организация наблюдения за трудом взрослого на прогулке

The organization of observation of adult’s activities during the walk in the kindergarten

 

Авторы:

Путилина Елена Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 72», г. Владимир, Россия.

e-mail: doktormasjanja@gmail.com

Putilina Elena Vladimirovna

Kindergarten № 72, Vladimir, Russia

e-mail: doktormasjanja@gmail.com

Шмелева Марина Владимировна

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 72», г. Владимир, Россия.

e-mail: artsvamk@yandex.ru

Shmeleva Marina Vladimirovna

Kindergarten № 72, Vladimir, Russia

e-mail: artsvamk@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы предлагают разнообразные приемы организации наблюдения за трудом взрослого на прогулке в детском саду, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику, знакомят с особенностями профессий, воспитывают уважение к труду, учат видеть его результаты.

Abstract: In this article, the authors suggest different kinds of organization of observation of adult’s activities during the walk in the kindergarten, which can help to children to form friendly attitude to a worked man. On the based such activities pupils can learn about a worked man’s profession features and understand importance of human labor.

Ключевые слова: наблюдение, труд взрослого, прогулка.

Keywords: observation, adult’s activities, walk.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Объектами наблюдения в детском саду могут выступать: объекты живой природы (растения и животные), объекты неживой природы, труд взрослого. На последнем виде наблюдений мы остановимся подробнее.

Организуя наблюдения за трудом взрослого в течение года 1-2 раза в квартал, воспитатель формирует в детях уважение к людям труда, способность оценить результаты труда, готовность помочь.

В младшем и среднем возрасте дети наблюдают за трудом взрослого, находящегося в дошкольном учреждении. Со старшими дошкольниками можно организовывать экскурсии (магазин, библиотека, школа, почта). Сначала наблюдают за трудовыми действиями и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе.

При организации наблюдений должно быть использовано художественное слово, стихи, пословицы, поговорки, загадки. Наблюдения в младшем дошкольном возрасте по времени занимают 7-10 минут, в старшем 15-25 минут.

Дворник. Профессия дворника является почетной и уважаемой. Ведь помимо поддержания чистоты на улице или во дворе, дворник следит за сохранением порядка и спокойствия на вверенной ему территории. И получить эту должность могут только ответственные и порядочные люди. При наблюдении за работой дворника в разное время года отмечается характер его труда, уточняются названия и предназначение его рабочего инвентаря. Воспитатель обращает внимание ребят, как старательно дворник убирает, расчищает и т.д., чтобы детям было удобно.

Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет. В. Степанов.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.  В. Степанов.

Снега прошли немалые, а все идут, идут…

Дворники усталые метут, метут, метут.

Гремят они лопатами под тучами лохматыми,

 Метелками шуршат.

На улицах, на улках, в дворах и закоулках

Управиться спешат. Е. Благинина.

Загадки про инвентарь дворника познакомят детей поближе с этой очень важной и нужной профессией:

· Скручена, связана, на кол посажена, а по двору пляшет. (метла)

· Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом. (лопата)

· Листья, опавшие в кучу, гребли, землю на грядке рыхлили, скребли долго трудились-ослабли, спят между грядками…(грабли).

Воспитатель рассказывает о результатах и важности труда дворника для всех людей, предлагает помогать ему. Дворник включается в воспитательный процесс: демонстрирует трудовые навыки, помогает детям их освоить; окончив работу, благодарит всех за помощь.

Раньше всех он поутру принимается за дело.

Достает свою метлу, машет ею вправо, влево.

Летом пыль он подметет, стал уютным, чистым дворик.

Снег зимою уберет всюду наш чистюля … дворник.

Шофер. Детям интересна и понятна трудовая деятельность шофера, который управляет разными машинами (легковыми, грузовыми, специальными). Интересно и его рабочее место, и то, как он справляется с вождением. Можно понаблюдать за трудом водителя, который привозит продукты в детский сад. Предложить ребятам подойти поближе. Воспитатель знакомит с водителем детей, то есть создает обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. В следующий раз встретив шофера, дети здороваются с ним. Можно попросить водителя рассказать, что он возит в машине, как ей управляет, какой марки машина. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

Шуршат по дорогам веселые шины,

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове разные срочные грузы:

Цемент и железо, изюм и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна.

Но как она людям повсюду нужна.

Труд взрослых на огороде, у цветочной клумбы тоже очень интересует детей. Им доставляет удовольствие возможность включиться в трудовой процесс: весной сажать растения, а осенью собирать урожай. В теплое время года дети могут поливать растения. Необходимо обратить внимание детей на то, что за растениями в огороде и на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать, полоть сорняки.

Строитель. Наблюдение за его трудовой деятельностью проходит на значительном расстоянии от стройки. Дети видят и понимают, какой груз привозят машины, как с помощью подъемного крана рабочие сгружают строительные материалы, как возводят стены домов. Воспитатель комментирует, уточняет, что строят, для кого строят. Воспитатель поясняет, зачем строителю каска, высокие сапоги, рукавицы.

Строю я высотный дом, чтобы люди жили в нем.

Есть готовый котлован, есть леса, подъемный кран.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я … строитель.

Полицейский. Можно познакомить детей с полицейской машиной и с профессией полицейского - пригласить для беседы сотрудников полиции. Дети с восторгом рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает, пробуют говорить в рацию. Результатом такой встречи будет более уважительное отношение к сотрудникам полиции, четкое выполнение норм и правил безопасного поведения.

Я скажу вам по секрету, что в полиции служу.

Потому что службу эту очень важной нахожу.

Кто с жезлом и с пистолетом

На посту зимой и летом?

Наш российский постовой это-тот же часовой

Ведь недаром сторонятся полицейского поста

И полиции боятся те, чья совесть не чиста.

При возможности детей следует знакомить с трудом взрослых, который протекает на территории детского сада, но носит эпизодический характер (электрик, стекольщик, столяр, маляр и т.д.)

При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, расширение словарного запаса, активизация мыслительных процессов. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых действий взрослого. Например, пока дворник не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну.

Воспитатель помогает детям понять сезонность тех или иных действий: весной сеют семена, высаживают рассаду; осенью собирают урожай.

Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда (засыпанная снегом дорожка после расчистки становится широкой, удобной). Так дети постепенно начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются энтузиазмом.

Необходимо донести до детей: труд приносит человеку радость, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, люди гордятся результатами своего труда.

Метод наблюдения за трудом наиболее эффективен для приобщения к труду, если сначала наблюдать, сопровождая словами, а потом дать возможность сразу же попробовать. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. А потом можно прийти в группу, вспомнить и начать в это играть.

Хотим предложить игры, которые помогают поддерживать интерес и внимание детей во время наблюдения за трудом взрослого.

Игра «Чем и кому ты можешь помочь?». Давайте подумаем, чем мы можем помочь, тем, кто работает в детском саду?

Я помогу дворнику тем, что не буду мусорить, бросать на тротуаре бумажки, разбрасывать песок, научусь подметать, отбрасывать снег, ухаживать за клумбой.

Игра «Кто больше назовет действий?». Дети перечисляют действия огородника, садовника, дворника и т.д.

Игра «Кому что нужно для работы?». Дети называют, какие предметы помогают людям разных профессий.

Игра «Что будет, если?» (с мячом)

Мы находимся в красивом, благоустроенном детском саду. Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и правильно ответить.

Если бы не было дворника, то …

Если все водители откажутся сесть за руль, то …

Если бы не было строителей, то …

Игра «Сделай сам». Детям предлагается сделать из веток веник; построить дом; перевезти груз.

Игра «Что хочет сделать кукла Маша?». Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо)

Маша просит у меня совок, лейку. Рыхлитель. Как вы думаете, что будет делать Маша?

Аналогично называются другие орудия труда.

Игра «Угадай профессию». Воспитатель показывает предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого используется данный предмет.

Сад-садовод, метла-дворник, цветы-цветовод, машина-шофер и т.д.

Игра «Кто быстрее?». Детям предлагается собрать мелкие камешки в корзинку.

Игра «Шоферы». Детям предлагается несколько несложных заданий. Например: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно починить машину, залить бензин и отвезти Мишутку в больницу.»

Игра «Угадай, что я делаю?». Водящий имитирует трудовые действия дворника, шофера, строителя, садовода, а дети угадывают, о какой профессии идет речь.

 

Список литературы:

1. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке». Волгоград: Издательство «Учитель», 2018.

2. Т.Л. Долгова, И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду. ФГОС ДО». Москва: Издательство «Сфера», 2018.

3. Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке. ФГОС ДО». Москва: Издательство «Сфера», 2016.

4. М. Костюченко «Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.». Волгоград: Издательство «Учитель», 2020.

5. Л.А. Уланова, С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет». С.-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.

6. А.И. Иванова, В.Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду». Москва: Издательство «Сфера», 2010.