Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей

Дата публикации: 2022-02-23 10:32:15
Статью разместил(а):
Спиридонова Марина Владимировна

Экологическое воспитание дошкольников посредством интеграции образовательных областей

Environmental education of preschoolers through the integration of educational areas

 

Авторы:  

Спиридонова Марина Владимировна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: marinasp83@yandex.ru

Spiridonova Marina Vladimirovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: marinasp83@yandex.ru 

Титова Светлана Александровна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

Titova Svetlana Aleksandrovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье приведены примеры форм работы педагогов ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников. 

Abstract: This article provides examples of the forms of work of preschool teachers on the environmental education of preschoolers.

Ключевые слова: дошкольники, экологическое воспитание.

Key words: preschoolers, environmental education.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста, так как дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Всестороннее развитие и воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, звери. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение и чувство сострадания к живой природе. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Поэтому необходимо развивать у детей экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать бережное отношение и сопереживание к ней.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Работу над экологическим воспитанием детей осуществляю через различные формы работы, такие как:

• Наглядно-практические (непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации);

• Игровые (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры);

• Труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд).

Воспитательно-образовательную работу мы ведём в системе на протяжении всего учебного года, применяя интеграцию образовательных областей.

I. Осуществляя экологическое воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» рассказываем детям о планете Земля, о том, что только на ней живут растения, животные и человек, о свойствах воды, воздуха, почвы. Знакомлю детей с многообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада. Дети узнают, что растения обогащают воздух кислородом, необходимый для здоровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.

Через познавательную литературу знакомим с дикими животными, с их приспособлениями к сезонным условиям жизни.

Наиболее значимым методом экологического воспитания, является наблюдение, поэтому на прогулке с ребятами наблюдаем за ветром, дождем, снегопадом, солнцем, птицами, насекомыми. Рассматриваем деревья, кустарники, травянистые растения. Это воспитывает положительные качества, способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти и мышления. В группе имеется календарь природы, где ребята отмечают погоду.

II. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие».

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Познавая окружающий мир, у детей формируются знания, развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

При проведении непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию сначала рассматриваем картины, например, «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами» (дописать названия картин), затем с ребятами составляем по ним рассказы. Это развивает связную речь, дети упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм, учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят.

Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», помогаем устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая на прогулке за птицами на кормушке, задаём вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

Подбирая дидактические игры и упражнения на тему экологии, помогаем детям развивать все компоненты речи, обогащать их словарный запас.

Например, игра «Бабочка» формирует у детей направление струи воздуха, обогащает знания о бабочках, закрепляет в речи глаголы (летает, перелетает, садится, игра «Какое время года» - восприятие художественной литературы. Игра «Угадай - ка» развивает умение отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением ка картинке, «Послушай звук» развивает у детей фонематический слух.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы, поэтому в книжном уголке подобраны художественные произведения, сказки, энциклопедии по экологическому воспитанию (А. Пушкин, Ф. Тютчев, К. Ушинский, В. Бианки, Н. Сладков). Мы вместе с детьми читаем книги, рассматриваем иллюстрации, беседуем, обсуждаем прочитанное, отгадываем загадки. Используя художественную литературу, помогаю детям почувствовать прелесть и неповторимость природы, значение её в жизни человека, формируем умение сравнивать, видеть, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувства.

III. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Сажая с детьми «Огород на окне», вместе выращиваем растения, ухаживаем за ними. Такая форма работы помогает дошкольникам усваивать моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами, узнавать правила поведения в природе, познавать труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных. Дети с удовольствием оказывают помощь на участке, где мы сажаем цветы, овощи. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.

Для закрепления в сознании норм и правил поведения в природе, проигрываем и обсуждаем ситуации, например: Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенчика.

IV. Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства детей, помогает ребёнку в создании образов в процессе рисования (И. Токмакова «Ветрено, ветрено», «Голуби»)

Наблюдения за красивыми явлениями, объектами природы, побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

Экологическое воспитание своих детей совершенствую также через прослушивание музыки (П.И. Чайковский «Времена года», М.И. Глинка «Жаворонок», разучивание песен («Урожайная», Здравствуй, осень золотая», «Капельки», рассматривание картин (А. Саврасов «Грачи прилетели, И. Левитан «Золотая осень», проведение развлечений («Здравствуй, Осень!», «В гости к птицам», «Спасем лес»).

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием, обеспечивает взаимное обогащенное развитие личности ребенка.

Чтобы помочь дошкольникам понять взаимоотношение человека с природой, воспитать сочувствие к живому и готовность сохранить его, дать реальные представления о природе, мы с ребятами создали анимационный мультфильм по экологической сказке «Бабушка Федора и Герань», подготовили выступление экологической агитбригады «Юные экологи», с целью формирования экологического мировоззрения и привлечения внимания к проблемам окружающей среды.

Активное участие в экологическом воспитании детей принимают родители дошкольников: участвуют в творческих конкурсах «Осенний микс», «Дары осени», «День Земли», развлечениях, акциях. Эта совместная работа сближает родителей и детей, дает им ощущение, что они делают что-то важное и полезное, потому что родители являются главным примером для подражания в жизни ребенка.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней, поэтому задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Итогом проделанной данной работы можно назвать следующие результаты:

• созданы условия для развития экологического воспитания дошкольников;

• у детей сформировано экологическое сознание, целостное представление о природном и социальном окружении;

• развиты навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, грамотного взаимодействия с ними.

• у детей воспитано ответственное отношения к окружающей среде, гуманное уважения к объектам природы и формирование основ здорового образа жизни.

Надеюсь, проделанная работа в этом направлении способствует экологическому развитию каждого ребёнка. Дети усвоили экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, стали бережно относиться и сопереживать ей.

 

Литература:

1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2008 г.

2. С.Н. Николаева. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог». М: «Мозаика – Синтез, 2010 г.

3. О.С. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М: «Мозаика – Синтез», 2016 г.

4. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

5. Г.В. Морозова. Ознакомление с окружающим миром. М: «Издательство Гном», 2014 г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN