Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

ЛЕГО-конструирование как средство развития детей

Дата публикации: 2022-03-24 00:55:10
Статью разместил(а):
Карасова Фатима Хусиновна

ЛЕГО-конструирование как средство развития детей

LEGO construction as a means of children's development

  

Автор: Карасова Фатима Хусиновна 

ГБДОУ "Детский сад № 87", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: Karasova-fatima@mail.ru

Karasova Fatima Husinovna

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: Karasova-fatima@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования конструктора LEGO для развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Большое место в работе занимает учет концепции проектных способностей в научно-педагогической литературе. В статье описаны типы конструктора LEGO, используемых в современном дошкольном образовании. Исследование проводится с помощью ориентированного на практику подхода к организации деятельности педагога по строительству LEGO в детском саду. В статье обсуждаются условия, при которых конструктор LEGO станет эффективным учебным средством, способствующим развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, роль конструктора LEGO в развитии личности детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется методике организации занятий по конструктору LEGO с дошкольниками.

Abstract: The article discusses the possibilities of using lego bricks to develop the constructive abilities of children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. A large place in the work is occupied by the consideration of the concept of project abilities in the scientific and pedagogical literature. The article describes the types of LEGO bricks used in modern preschool education. The research is conducted through a practice-oriented approach to organizing the activities of the lego building teacher in the kindergarten. The article discusses the conditions under which the LEGO brick will become an effective teaching tool that contributes to the development of the creative abilities of children of older preschool age, the role of the LEGO brick in the development of the personality of children of older preschool age. Particular attention is paid to the method of organizing LEGO classes with preschoolers.

Ключевые слова: конструктор LEGO, творческие способности дошкольников, дошкольное образование, продуктивная деятельность дошкольника.

Keywords: LEGO bricks, creative abilities of preschoolers, preschool education, productive activity of a preschooler.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Сегодня государство остро нуждается в высококвалифицированных специалистах с высокими интеллектуальными способностями. И начинать подготовку будущих инженеров нужно не в вузах, а гораздо раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно ярко выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический склад ума и другие личностные качества.

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает значительные изменения. Государство ставит перед дошкольными учреждениями задачи, направленные на повышение социального качества дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), а также образовательные программы дошкольных учреждений определяют вспомогательные технологии как основную задачу развития детей дошкольного возраста, ориентированную на удовлетворение потребностей ребенка и расширение содержания образования, учитывающий индивидуальные особенности учащихся. Детское конструирование обозначено в Федеральном государственном образовательном стандарте как основной вид деятельности, посредством которого изучается эстетическое и умственное, физическое развитие детей дошкольного возраста, а также социальное и коммуникативное развитие.

Под детским конструированием принято понимать создание различных конструкций и моделей из строительных материалов и деталей конструкторов, других материалов. Парамонова Л. А. выделяет два вида конструирования: техническое и художественное.

«В техническом конструировании дети демонстрируют реальные объекты, а также придумывают конструкцию по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Этот тип включает в себя построение деталей конструктора. В художественном конструировании дети отображают не столько структуру предмета, сколько выражают отношение к нему, передают его характер, используя различные приемы (например, нарушение пропорций)».

В детском саду всегда был конструирование, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то сейчас необходим новый подход в соответствии с новыми стандартами. Проектирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор поощряет детей дошкольного возраста одинаково работать как головой, так и руками, при этом работают два полушария мозга, что влияет на всестороннее развитие ребенка. Ребенок не замечает, что осваивает устный счет, складывание чисел, выполнение простых арифметических операций. От простых кубиков ребенок постепенно переходит к конструкторам, состоящим из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Л.А. Парамонова рассматривает конструирования:

– в соответствии с моделью как типом конструирования, когда есть «готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома)»;

– по условиям, когда «образца нет, заданы только условия, которым должно соответствовать здание (например, дом для собаки должен быть маленьким, а для лошади – большим)»;

– по конструированию; этот тип конструирования предполагает, что «ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который находится в его распоряжении. Этот вид конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей».

Исследования Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из LEGO деталей является средством интеллектуального развития дошкольников, интегрирующим различные виды деятельности.

Проектирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой как ведущей деятельностью дошкольников. В раннем возрасте конструирование детей неразрывно связано с игрой, затем игра становится стимулом к конструированию, конструирование приобретает для ребенка самостоятельный смысл. В старшем дошкольном возрасте конструирование становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда и само по себе носит сюжетный характер.

Благодаря разработкам компаний-производителей образовательных конструкторов, теперь есть возможность знакомить детей с основами строения технических объектов в дошкольном возрасте. Работая с LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, внедрять их в конструирование, совершенствовать и так далее. Это повышает у ребенка самооценку и способность действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому конструктивная творческая деятельность – идеальная форма работы, позволяющая педагогу совмещать обучение, воспитание и развитие детей в игровом режиме.

Необходимость использования конструктора LEGO в воспитании детей дошкольного возраста неоспорима. Сабельникова М.М., Колмыкова О.В., Назарчук Н.В. в своих исследованиях опираются на учения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца о том, что дети учатся «играючи». Сабельникова М.М., Колмыкова О.В., Назарчук Н.В. доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и их развитие происходит при овладении общественно развитыми средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурии, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамонова показывают, что конструирование объектов из деталей LEGO является отличным инструментом для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности.

Таким образом, все вышесказанное указывает на необходимость и возможность внедрения конструктора LEGO в образовательный процесс детского сада, что позволяет создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формирования инженерного мышления, начальных технических навыков.

Развитию конструкторских способностей способствуют: проведение различных игр и занятий с использованием легкого конструктора, ноутбуков, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение стихов, прогулки и экскурсии. Во время игр необходимо поощрять желание детей сочетать свои рисунки с единым сюжетом.

Таким образом, работа с детьми должна строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учить детей не разрушать здания других детей без их разрешения, воспитывать уважение к их труду.

Проектирование в старшем дошкольном возрасте имеет немаловажное значение, так как сформированные в этом возрасте конструкторские способности используются в дальнейшей образовательной деятельности. Развитие конструкторских способностей детей основано на сформированной мелкой моторике, пространственном представлении, логическом мышлении. Исходя из особых характеристик, соответствующих человеку с конструкторскими способностями, определяются основы развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста:

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие пространственного мышления ребенка;

– развитие логики, включение в производительную деятельность (проектирование, моделирование, рисование и черчение, решение творческих и изобретательских задач (основы ТРИЗ).

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Работа заключается в выполнении небольших и точных движений руками, пальцами рук и ног. Панкевич А.Ю., Меркулова Т.Н., Чистякова Н.П. в своих исследованиях пишут о важности развития мелкой моторики рук. Именно с помощью тактильно-моторного восприятия формируются первые впечатления о форме, размерах предметов, их расположении в пространстве. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуального развития в будущем. Развитие мелкой моторики рук станет подготовкой к развитию конструкторских навыков на последующих этапах. При проектировании и сборке технических моделей в более старшем возрасте важно уметь крепить мелкие детали, устанавливать датчики, присоединять шестерни, двигатели и т.д.

Развитие пространственного мышления – это следующий этап в развитии конструкторских способностей детей. Проблемой формирования пространственных представлений занимались многие ученые: Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.М. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Сазонтьев, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие. Пространственное мышление – это вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и их оперирование в процессе решения прикладных и теоретических задач.

Средством развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста являются конструкторы LEGO и роботы-новички. У детей есть возможность дистанционно строить карусели, машинки, роботов, краны и многое другое.

Программирование моделей требует от детей большой концентрации и логического построения действий, чтобы модель могла двигаться.

Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных способностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающее основу индивидуальных способностей в области создания конструктивных моделей, творческих идей в области область освоения технологий, механизмов.

Для успешного развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью конструкторов типа LEGO исследователи: М.С. Ишмакова, Л.Г. Комарова, Т.С. Люсс, Е.В. Фешина выделили три педагогических условия: создание конструкторской среды, внедрение конструирования в различные виды детской деятельности и использование конструктора LEGO в совместной деятельности детей и родителей.

Давайте рассмотрим первое условие – создание среды LEGO- проектирования, направленной на реализацию игровой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

С этой точки зрения представляется необходимым рассматривать пространство, специально организованное для конструирования LEGO, как средство проявления творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется организации образовательной среды дошкольной организации. Этот документ характеризует его как развивающую предметно-пространственную образовательную среду.

Эта среда является конструкторской LEGO, которая включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы серии LEGO, аналоги конструкторов LEGO, компьютеры, дидактические материалы, расположенные в специально оборудованной комнате, уголке группы или домашней обстановке.

Активизация LEGO-конструкторской деятельности – это такая организация образовательного процесса в образовательной организации на основе конструктора LEGO, при которой конструктор и дидактический материал для него становятся предметом активных умственных и практических действий каждого ребенка. Он проектирует, создает, воображает и создает продукт своего собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, каждый раз создавая новые изображения реальных объектов или элементов декораций. Это дает детям старшего дошкольного возраста полную свободу действий.

Работа с конструктором живая и интересная, открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детскому воображению. Дети учатся придумывать модели, чувствуя себя маленькими дизайнерами и конструкторами. Занятия по созданию LEGO могут занимать неопределенное количество времени, от получаса до нескольких дней. Дети могут работать как индивидуально, так и в группах от 2 до 6 человек. Предварительно детей следует познакомить с темой, основными идеями конструирования. Затем нужно перейти непосредственно к проектной деятельности. Здесь педагог, на наш взгляд, должен придерживаться принципа «не навреди», поскольку мы направляем ребенка на творческое воплощение его собственной идеи в определенной модели. Отдельные группы детей могут работать быстрее, чем другие, поэтому стоит рассмотреть дополнительные задания для них. По завершении проектной деятельности мы приглашаем детей представить свою модель. Они могут продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых сложных, легких и интересных аспектах своей деятельности.

После этого детям предлагается свободное время для размышлений, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект вместе с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде.

Рассмотрим второе условие – подбор системы дидактических игр, конспектов занятий, направленных на развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста. Конструирование LEGO успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в форме дидактической игры, сюжетно-ролевой или театральной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстники.

Игры LEGO не просто помогают весело провести время, но и развивают огромное количество полезных навыков. Эксперименты с LEGO помогают развивать творческие способности и воображение, а LEGO – это открытое пространство для деятельности, обеспечивающее свободную игру.

LEGO также можно использовать для обучения элементарной математике, решения задач, для счета, а также для создания шаблонов. LEGO учит детей восприятию цвета и различиям в цветах. Дети могут весело провести время, раскладывая кирпичи по соответствующим цветовым группам и определяя цвета в каждой группе. Они также могут быть отсортированы по группам разного размера. Создание новых и разнообразных моделей с помощью LEGO дает детям удовлетворение и уверенность, основанные на логическом завершении построения модели.

Важнейшей отличительной особенностью образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде LEGO, так как конструкторы LEGO позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не опасаясь совершить ошибку. На занятиях LEGO есть возможность научить ребенка фантазировать, видеть необычное в самом простом и привычном, пробудить интерес к творчеству. Конструирование LEGO – это вид моделирующей творческой и продуктивной деятельности. С его помощью сложные образовательные задачи могут быть решены посредством увлекательной творческой игры, в которой не будет проигравших, так как с ней может справиться каждый ребенок и педагог.

Рассмотрим третье условие – повышение педагогической грамотности родителей в развитии конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения всестороннего развития личности ребенка».

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников предполагает: взаимопомощь; взаимоуважение и взаимное доверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении; обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Возможные способы работы с педагогом: мастер-классы, тренинги, обучающие семинары, проекты, LEGO-праздники, LEGOтеки, мастер-классы, консультации, выставки и фотовыставки совместных работ родителей и детей и другие.

В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, развивается инициатива родительского сообщества в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования.

Придерживаясь мнения ученых и принимая во внимание требования нормативных документов, мы считаем, что вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образования является важным условием в процессе развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Должны быть созданы условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью конструктора LEGO:

– процесс проектирования должен приносить ребенку удовольствие;

– конструктивная и игровая деятельность детей должна начинаться по принципу «от простого к сложному»;

– обеспечение успеха в начале проектных работ;

– наличие и достаточность количества конструкторских наборов для всех детей;

– ребенок должен выполнять все задания самостоятельно;

– равноправное общение детей со взрослыми;

– личностно-ориентированный подход педагога к ребенку;

– общение должно носить информативный характер;

– создание ситуации выбора, предоставление дошкольникам реальных прав на выбор целей, задач, условий, материалов, средств деятельности.

При работе со старшими дошкольниками необходимо использовать несколько технологий, позволяющих эффективно развивать творческие и когнитивные способности детей. Это LEGO-конструирование, мини-технологии «LEGO-сказка» и «LEGOмультфильм», технология «Фэнтезийная игра» с использованием зданий из конструктора LEGO.

Давайте рассмотрим эти образовательные технологии. Конструктор LEGO как образовательная технология включает в себя подходящую среду разработки, в основном от дизайнеров LEGO и готовых к использованию зданий LEGO. Такой подход позволяет ребенку сосредоточиться на комплексных занятиях: продолжить игровую деятельность, создав новую конструкцию LEGO. Настоящее конструирование начинается, когда дети создают что-то новое, беспрецедентное. Они становятся творцами и проявляют творческий подход, как только отходят от готового набора и данных инструкций. На данном этапе важно не ограничивать свободу творчества детей, тогда это будет способствовать развитию творческих способностей ребенка, развитию творческого мышления.

Мини-технология «LEGO-сказка» направлена на создание, проектирование моделей сказочных персонажей и зданий для разработки сказочных историй с последующим их использованием в игре.

Эта технология способствует развитию творческого воображения ребенка как структурного компонента одаренности ребенка.

Мини-технология LTGO-мультфильм (LEGO comics). Создавая мультфильмы LEGO, дети знакомятся с новыми для них видами творчества: оформлением мультяшного изображения, съемкой видео, монтажом, звуком. У детей есть прекрасная возможность проявить себя творчески, что также способствует развитию их творческих способностей.

Технология обучения «игра-фантазия» – это совместный сюжет детей. В основе фэнтезийной игры лежит литературный опыт детей, приобретенный при прослушивании сказок, приключенческих историй, который трансформируется в процессе игры на основе приемов развития воображения. Обязательным условием для такого рода игр является специальное игровое пространство. Участие детей в фэнтезийной игре развивает воображение детей, поэтому образовательная технология «игра воображения» предполагает включение игровых игр и игровых упражнений для развития творческого воображения.

Взаимосвязь конструктора LEGO с другими технологиями и средствами способствует тому, что конструирование становится творческой деятельностью, а конструктор LEGO – средством развития творческих способностей детей. Конструирование как деятельность дошкольников помогает детям строить и фантазировать, работать с энтузиазмом, воплощать задуманное, придуманное, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей детей.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: конструирование – важная производственная деятельность для дошкольников. Процесс развития навыков проектирования происходит в самых разных типах конструкции. При формировании проектных способностей важны мотивация, желание дошкольника и его понимание того, для чего нужна эта работа. Наиболее эффективной техникой, с помощью которой формируются конструкторские способности, является конструктор LEGO. Использование световых конструкторов в воспитательной работе с детьми является оптимальным способом формирования конструкторских навыков и критерием психофизического развития дошкольников.

 

Список литературы:

1. Галыня А.В., Захарова А.Г. LEGO-конструирование как средство развития способностей детей дошкольного возраста // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 3 (18). С. 102-105.

2. Лагунова А.А. LEGO-конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов / науч. ред. М.А. Дьячкова; отв. ред. О.Н. Томюк. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 274-278.

3. Панкевич А.Ю., Меркулова Т.Н., Чистякова Н.П. Развитие одаренности дошкольников посредство LEGO-конструирования // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратеги, задачи, внедрение.  Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 66-68.

4. Парамонова Л.А. Теория и методика детского конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 478 c.

5. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. // Методическое пособие. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 944 с.

6. Сабельникова М.М., Колмыкова О.В., Назарчук Н.В. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного возраста LEGO-конструирования // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 141-143.

7. Степина В.А. LEGO-конструирование как средство развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Инновации в науке и практике. Сборник трудов по материалам V Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2021. С. 41-53.

8. Фешина Е.В. LEGO-конструирование в детском саду. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 144 с.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN