Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОУ
Psychological and pedagogical support of participants in the educational process in the preschool educational institution
Автор: Большакова Елена Валерьевна
ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия
e-mail: elena-bolshakova@yandex.ru
Bolshakova Elena Valeryevna
Kindergarten № 87, St. Petersburg, Russia
e-mail: elena-bolshakova@yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет об организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, работе педагога-психолога в образовательном учреждении.
Abstract: In this article, the author writes about the organization of psychological and pedagogical support in the preschool educational institution, the work of a teacher-psychologist in an educational institution.
Ключевые слова: образовательный процесс, дошкольники, педагог-психолог.
Keywords: educational process, preschoolers, educational psychologist.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Мы все когда-нибудь первый раз приходим в детский сад, школу, институт, на свое рабочее место и каждый раз начинаем делать свои первые шаги в новом статусе, и всегда нас ждут и удачи, и поражения на всем нашем пути.
Эта статья не о том, как избежать поражений и не о нашем жизненном пути, а небольшая история о том, как важно стать единым коллективом в создании благоприятной эмоционально-положительной атмосферы. Согласитесь, и дома и на работе, где бы вы ни были хочется чувствовать себя успешным, нужным, счастливым, реализованным, а если в этом заинтересованы все? Может ли быть такое, что каждый создает и вносит частичку своей жизни в то, что бы другие и он сам был окружен атмосферой, которая не пугает, не агрессивна, а позволяет тебе быть самим собой и при этом быть счастливым. Как по мне, так это здорово и не является чем-то призрачным, зыбким …а вполне реалистично …
Я как многие ходила в детский сад, училась в школе …, а потом мне посчастливилось прийти работать в ту же школу, где в статусе ученика я не была счастлива и реализована, хотя училась не плохо и была отнюдь не хулиганкой. Встретив 1 сентября свой первый класс, я увидела таких разных и удивительных ребят, каждый был особенный, неповторимый, кому-то все давалось легко, быстро, кто-то находил себе и друзей и дело по душе и был активен во многих видах деятельности, а некоторые детки, которые еще в сентябре светились ярким солнышком стали теряться, тускнеть на глазах, им тяжело было войти в ритм школы, в требования, и в тех возможностях, которые давала школа они не были успешны и реализованы, им требовалось что-то большее, что-то иное …
Начались поиски, хотелось видеть этих детей такими же яркими и открытыми. Что-то получилось, что-то нет, но была вера, был энтузиазм, желание и на тот момент я сделала все что было в моих силах. Кроме эмоционального сопереживания, установлению и укреплению психологического контакта способствовало интеллектуальное сопереживание – мыслительное содействие, определяемое включенностью субъектов взаимодействия в одну и ту же деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение общих мыслительных задач.
Механизм интеллектуального сопереживания и содействия обусловливался совместностью интеллектуальной деятельности педагога и учеников. Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являлись искреннее уважение друг к другу, эмпатия как способность к пониманию эмоционального состояния другого, толерантность как терпимость к мнениям и установкам. Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.
На данный момент прошло 20 лет …я не работаю в школе, я работаю педагогом-психологом в детском саду, и эта совсем другая жизнь, наверно здесь проще чем в школе, нет такого количества детей, родителей, педагогов, как в школе, по-моему один психолог в школе не в состоянии охватить весь объем , который необходим в сопровождении образовательного процесса, психологам ДОУ повезло больше, хотя иногда кажется, что дня не хватает, не рабочего, а в принципе дня, но это у всех педагогов такая история.
Уже понимая, что один в поле не воин, и что нельзя, как говорил Эйнштейн, судить рыбу по её способности взбираться на дерево иначе она всю жизнь проживет, считая себя дурой.
Я к тому, что в каждом есть частичка гениальности и каждый способен внести в жизнь что-то необыкновенное, нужно попробовать дать возможность проявить себя, не ожидая, что кто-то будет жить по вашим меркам, критериям, ожиданиям, стандартам.
В нашем саду работают абсолютно разные люди, с разными характерами, темпераментами, у всех много различных интересов, хобби, талантов. У кого-то все горит в руках и он везде и во всем первый, кто-то просто шаг за шагом идет к своим целям не торопясь, но делая для этого все необходимое, есть и такие кому уже не особо интересно и живут как-то по накатанной, по слову надо, без интереса и желания, все выполняют свои должностные обязанности, но результаты разные. Разные и родители … есть сверхактивные, которые везде во всем, есть сторонние наблюдатели, есть те, кому лишь дай повод, и он поднимет бурю в стакане и разные дети …
И мы все вместе, рядом рука об руку идем от яслей до подготовительной группы. Дни первых встреч со слезами и последних тоже. Многие образовательные учреждения испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт с образовательным учреждением, низкое состояние здоровья воспитанников, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация, педагогическая несостоятельность родителей, дефицит времени у родителей, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Взаимодействие участников образовательного процесса может быть эффективно и результативно, если соблюдаются следующие условия:
- В основу всех действий и решений ставится понимание и соблюдение интересов ребенка, учет его индивидуальных особенностей.
- В группах необходимо создавать атмосферу сотрудничества и доброжелательности.
- Взаимодействие должно строится в активной совместной деятельности и сотрудничестве, в совместном творческом поиске.
- Педагогические формы работы подбираться с учетом возрастосообразности и здоровьесбережения.
- Активно использоваться разнообразный потенциал информационной среды для повышения эффективности.
Психологический контакт возникает в результате достижения взаимопонимания, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение.
Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание и содействие. В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или от индивида к группе.
Эмоциональное сопереживание субъектов учебного взаимодействия является одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к необходимости взаимодействия.
Как же создать такие условия, что бы на протяжении пяти лет всем участникам было комфортно и каждый был успешен. Что бы родитель не ощущал себя плохим, не грамотным в вопросах воспитания, образования, психологических возрастных особенностях, не чувствовал себя виноватым перед ребенком и при этом был заинтересован в полноценном развитии ребенка и был готов к сотрудничеству. Что бы педагоги не находились в постоянном напряжении, могли творить, создавать что-то новое и интересное для детей, не забывая о себе и о своих семьях. Что бы дети шли в сад с улыбкой были здоровы, счастливы, были заняты делом и тем, чем им интересно.
Отсюда и выплывает необходимость методического, педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и поддержка всех его участников. Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. Первый уровень – это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависит конструктивность её отношений с окружающими.
Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень – это взаимодействие человека с другим человеком. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человекам, мнение которого не играет существенной роли.
Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень – взаимодействие личности с определённой системой. Человек. находящийся в образовательном учреждении, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшие из которых - педагогический и ученический коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в образовательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.
Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса, определяется следующими критериями:
- информированность сторон об особенностях развития учащихся в семье и ОУ;
- включенность участников образовательного процесса совместную деятельность;
- ценностное отношение друг к другу всех участников образовательного процесса;
- формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Разработка программ, консультационная деятельность, просветительская, диагностическая, экспертная работа - всё направлено на создание безопасной положительной эмоциональной обстановки в ДОУ и сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Наиболее эффективными являются активные формы взаимодействия, когда через практические упражнения, задания, игры, каждый может открыть для себя что-то новое, открыть себя другим, сделать вывод, подобрать необходимый метод работы, попробовать себя в той или иной сфере, найти в себе силы и потенциал для решения задач и реализации своих задумок. Задача педагога-психолога грамотно организовать работу с учетом всех требований и запросов, подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия для детей, родителей и педагогов.
Регулярно проводить анализ и мониторинг изменений и потребностей детско-родительского и педагогического коллектива, варьировать виды деятельности, привлекать активных педагогов и родителей к организации мастер-классов, круглых столов, дискуссий, творческим работам. Привлекать внимание взрослых пассивных участников, разрабатывать для них памятки и рекомендации, проводить с ними индивидуальную работу поэтапно привлекая их к сотрудничеству.