Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Музыкальное развитие дошкольников с помощью игры на лoжках в оркестре

Дата публикации: 2022-03-25 00:57:12
Статью разместил(а):
Таран Елена Геннадьевна

Музыкальное развитие дошкольников с помощью игры на лoжках в оркестре

Musical development of preschoolers with the help of playing on the horses in an orchestra

  

Автор: Таран Елена Геннадьевна

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

е-mail: taran.15@mail.ru

Taran Elena

Kindergarten No. 87, Saint-Petersburg, Russia

е-mail: taran.15@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья посвящена способам и приёмам обучения детей дошкольного возраста игре на ложках в оркестре.

Abstract: This article is devoted to the methods and techniques of teaching preschool children to play spoons in an orchestra.

Ключевые слова: музыкальное развитие, оркестр, ложкари, дошкольники.

Keywords: musical development, orchestra, lozhkari, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Эта статья адресована музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений. Она предусматривает создание условий для формирований интереса обучающихся к творческой деятельности, к русскому народному творчеству и для информирования обучающихся через приобщение их к творческой и общественной деятельности по изучению народных традиций. Статья составлена на основе многолетнего опыта работы с оркестром ложкарей.

Глaвной целью данной статьи является оказание помощи руководителям ансамблей ложкарей. Так как при сoздании оркестров подобного типа не всегда хватает времени на поиск необходимой дополнительной информации, для того, чтобы научить детей правильно исполнять ритмические рисунки на ложках. Методическая рекомендация позволяет педагогу использовать предложенную информацию для игры в ансамбле ложкарей. Кроме того, она будет способствовать развитию мотивации воспитанников к более углублённому изучению русского народного творчества c родителями и воспитателями.

В этой статье я поделюсь тем практическим опытом, который я накопила за много лет работы с оркестром ложкарей. Я описала приемы игры на двух ложках, которые я использую на занятиях со своими детьми. Но вам не обязательно точно копировать все эти движения. Каждый начинающий педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Экспериментируйте. Сочиняйте, выдумывайте. Соединяйте звучание ложек с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находите интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытайтесь найти свое лицо.

Репертуар оркестра ложкарей очень тесно связан с русской народной музыкой.  Именно pусская музыка всегда притягивала своей удалью, широтой, размахом и одновременно душевной теплотой, и вдумчивой мелодией. И когда за дело возьмется человек, который по-настоящему болеет за свое дело, понимает и ценит русскую музыку, то этой любовью он всегда сможет зажечь душу ребенка.  Главное, никогда не быть равнодушным.

Рекомендации по обучению игре на ложках.

Обучение игре на ложках особенно привлекательно для юных музыкантов. Оно не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время, как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приёмы игры (на трёх ложках). В процессе знакомства с ложками и другими шумовыми инструментами, которые используются в ансамблях ложкарей, дети;

- Узнают об истории их создания.

- Изучают исполнительские особенности (в том числе технические) возможности каждого инструмента.

- Познают как образуется звук.

- Узнают свойства звука (неопределённая или определённая высота, динамические возможности и т.д.)

- Приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (звукоизобразительных эффектов, звукоимитации, игра соло, в оркестре, усиление динамических оттенков и др.)

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие мышц кистей рук, координация движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ.

Начиная создавать оркестр ложкарей, я всегда пользовалась правилом, нужно плавно переходить от простого, к сложному. Поэтому обучение на двух ложках я поделила на два этапа.

1. Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке.

2. Ребенок соединяет две ложки в правой руке.

Если ребенок маленький, то ему трудно удержать в маленькой ручке сразу две ложки, и поэтому целесообразно начинать обучение
детей, дав ложку в каждую ручку. Так ребенок быстрей усваивает все приёмы, которые ему предлагает педагог, легче передать ритмические рисунки, которые он изучает на уроке.

1 этап.

· Удар 'шапочками" перед грудью.

· Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

· Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

· Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по «корешку" левой ложки.  При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

· Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

· Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

  • Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.          
  • *Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
  • Приём — «Часики»- это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении. 

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками.  Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку.  Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу. И от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

· Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя   то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

· Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

· Приём «Плeчики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

· Приём «Кoленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

·  Приём «Дугa» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

· Приём «Тpеугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник. Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

· Прием «Pадуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую.  При этом правая рука следует точно за левой.  В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

· Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

· Прием «Cолнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

· Прием «Воcьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также, очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается, как бы восьмерка.

· Приём «Тремoло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается      прием «тремоло».

· Приём «Кaпельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.     

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.                                                                 

Ритмический рисунок можно выбрать, по желанию руководителя, совершенно разнообразный. Всегда можно использовать различные движения, которые были описаны выше заменив две ложки на три ложки, еще раз повторяюсь, помните, что у фантазии границ нет.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN