Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Аpт-педaгогичеcкая технология: инсталляция

Дата публикации: 2022-03-25 01:16:57
Статью разместил(а):
Сорокина Надежда Витальевна

Аpт-педaгогичеcкая технология: инсталляция

Art-pedagogical technology: installation

 

Автор: Сорокина Надежда Витальевна

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: nadyusha.sorokina.1972@mail.ru

Sorokina Nadezhda

Kindergarten No. 87, Saint Petersburg, Russia

e-mail: nadyusha.sorokina.1972@mail.ru

 

Аннотация: Данная статья рассказывает об инновациях в дошкольном образовании. В статье говорится о форме современного искусства – инсталляции, об использовании этой технологии в дошкольном образовании.

Abstract: This article tells about innovations in preschool education. The article talks about the form of modern art - installation. About the use of this technology in preschool education.

Ключевые слова: арт-педагогика, искусство, инсталляция, детский сад.

Keywords: art pedagogy, art, installation, Kindergarten.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Я слышуи забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю и постигаю». Кoнфуций.

Aрт-пeдагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ребёнка, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение. Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий. Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания. 

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое.

Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях.

Главная цель инсталляции - создание особого художественно-смыслового пространства, построенного на сочетании обычных вещей, чтобы выявить новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия.

Основоположниками инсталляции считаются Марсель Дюшан и сюрреалисты.

Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаро и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).

Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей.

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.

2. Инсталляция — это соединение различных искусств.

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем.

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.

4. Инсталляция — это не скульптура.

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита, или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.

5. Инсталляция мало живет и почти не хранится.

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.

Арт-педагогические технологии или арт-практики представляют собой педагогическую деятельность, на правленую на организацию «встреч» ребенка с художественной культурой, в результате которых он получает уникальный собственный опыт восприятия художественных произведений, явлений или событий, что способствует становлению и развитию его картины мира; создания собственных текстов культуры – художественных работ, которые являются творческой рефлексией на взаимодействие с культурной средой.

При проектировании арт-практик педагогу важно понимать, зачем он это делает и зачем это нужно тому, с кем он занимается. От этого ЗАЧEМ меняется контекст и смысл аpт-практики

- Что он делает – организует художественную деятельность.

- Как он это делает – с помощью каких технологий и методических приемов. 

Ожидаемый результат — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения.  

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN