Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование средств мультипликации в профориентационной работе с дошкольниками

Дата публикации: 2022-06-08 23:48:57
Статью разместил(а):
Астахова Любава Геннадиевна

Использование средств мультипликации в профориентационной работе с дошкольниками

The use of animation tools in career guidance work with preschoolers

 

Авторы:

Бадалова Наталья Васильевна

КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

e-mail: BadalovaNV@studklg.ru 

Badalova Natalya Vasilevna

KSU named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

e-mail: BadalovaNV@studklg.ru

Астахова Любава Геннадиевна 

Ст. преподаватель кафедры СА и ОРМ КГУ им. К.Э. Циолковского

e-mail: tlyubavushka@list.ru

Astakhova Lyubava Gennadievna

KSU named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia

e-mail: tlyubavushka@list.ru

 

Аннотация: Работа по профессиональной ориентации детей должна начинаться на уровне дошкольного образования. Статья посвящена описанию знакомства дошкольников с миром профессии через создание мультипликационного анимационного фильма. Подобная проектная деятельность является эффективной работой по ранней профориентации.

Abstract: Work on the vocational guidance of children should begin at the pre-school education level. The article is devoted to the description of the acquaintance of preschoolers with the world of the profession through the creation of an animated animated film. Such project activity is an effective work on early career guidance.

Ключевые слова: дошкольники, профориентационная работа, анимация, мультипликационный фильм.

Keywords: preschoolers, career guidance, animation, animated film. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Российской Федерации профессионально-ориентационная работа с детьми должна проводиться еще на уровне дошкольного образования [1]. Ранняя профориентация позволяет выявить, пробудить и  развить различные способности детей, чтобы в будущем им было легче определиться с выбором профессии. Чем больше ребенок в детстве приобретет различных навыков и умений, тем увереннее будет его профессиональная самоидентификация.

Под профессионально-ориентационной работой мы понимаем систему мероприятий, которые направлены на выявление, формирование и развитие индивидуально-личностных особенностей, склонностей, интересов, творческого потенциала и способностей человека, соответствующих его возможностям, с учетом образовательных потребностей, состояния здоровья и условиями социокультурной среды для разумного выбора профессии в будущем.

В дошкольных организациях ранняя профориентация может осуществляться в следующих формах:

- игровая форма (приоритетная, соответствующая возрастной периодизации) – это сюжетно-ролевые игры, где дети проигрывают содержание различных профессий;

- форма информационно-познавательной деятельности – воспитатели знакомят детей с различными жанрами устного народного творчества, рассказывают про профессиональный мир, показывают фото и видео с представителями различных профессий;

- исследовательская деятельность – проводятся экскурсии и мастер-классы для закрепления знаний о профессии и приобретения начальных умений и навыков [3].

В данной статье предлагается описание реализованного проекта по профориентации детей дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий.

В современном мире мы уже не представляем свою жизнь без технических устройств, созданных для облегчения нашей жизни, для проведения досуга, развлечений. Смартфоны, планшеты, компьютеры с выходом в Интернет имеют огромный информационный потенциал как с позитивной полезной информацией, так и с вредоносной, негативной, отрицательно влияющей на становление личности детей. Наша задача – научить ребёнка с детства использовать технику с пользой для своего развития, сформировать информационную культуру личности ребёнка. Одним из эффективных средств профориентационной работы будет создание мультипликационного фильма. Дети и многие взрослые любят смотреть мультфильмы, и это можно и нужно использовать в профессионально-ориентационной работе. Но предлагается не просто смотреть познавательные мультфильмы о профессиях, а заниматься творчеством – вместе со взрослыми участвовать в создании своего первого анимационного мультипликационного фильма.

«Анимация» в  переводе с латинского языка означает «дарование жизни», то есть создатели, а в данном случае создателями выступают дети под руководством воспитателя, должны «оживить», «вложить душу» в объект мультипликации (в героев будущего мультфильма)[2]. Анимация – это метод, при котором можно создать иллюзию движения и жизни, манипулируя неодушевленными объектами (пластилиновые фигуры, рисунки, куклы). Необходимо сделать как можно большее количество фотографий с меняющимися позами героев мультфильма, сменой локаций, в соответствии с заранее продуманным сценарием, и, используя программы видеомонтажа, оживить изображения, при помощи быстро сменяющих друг друга кадров. Для этого героя ставим в исходное положение и делаем первый кадр. Затем чуть сдвигаем героя, немного меняя его позу, расположение частей тела, и снова фотографируем.

Для одной минуты готового мультфильма понадобится 300-1440 кадров – чем больше сделано фотографий, тем плавнее и точнее будут выглядеть движения героев. Для более информативного восприятия мультфильма предлагается сопроводить его фоново-интонационной музыкой и голосовыми репликами, т.е. озвучить. Для создания мультфильма используют такие программы для анимации, как AdobeFlash, Toonz, ToonBoomStudio, AdobeAfterEffects, AnimeStudio, WindowsMovieMaker [4]. Эти программы являются доступными, надежными и простыми в использовании. Чтобы проводить такую профориентационную работу, воспитатели могут использовать подручные технические устройства или профессиональное оборудование. Обучиться созданию анимационной мультипликации можно самостоятельно, так как специализированных знаний и навыков для создания простого мультфильма не нужно.

Использование анимационных технологий открывает масштабные возможности в сфере образования. Анимационный фильм не является самоцелью, а служит средством воспитания дошкольников. Каждый этап создания мультфильма – это целенаправленная работа по проектированию благоприятных условий для формирования личности. Внедрение мультимедийных технологий в работу по ранней профессиональной ориентации будет способствовать разностороннему развитию детей, пробуждать творческие способности, формировать художественно-эстетический вкус, воспитывать систему индивидуально-личностных компетенций, приобщать к искусству, прививать навыки совместного сотрудничества.

Нами был разработан и апробирован на практике профориентационный проект для детей дошкольного возраста. Профориентационная работа началась с информационно-познавательного этапа, с теоретической экскурсии для детей в мир профессий с демонстрацией картинок о представителях разных профессий  в специальных одеждах и с профессиональным оборудованием. Было заметно, что детям скучно просто воспринимать зрительную и слуховую информацию, сидеть безучастно. Наконец, было предложено детям создать мультфильм, и эта идея была воспринята ими с большим энтузиазмом. Им не терпелось начать творить.

Совместно с детьми была придумана интересная история, в которой были отведены роли многим представителям разных профессий. Дети подошли к заданию творчески, подключив свои знания, воображение, фантазию. Эта история легла в основу сценария. Главными персонажами стали представители разных профессий, о которых им было рассказано в начале. Потом дети начали лепить из пластилина героев будущего мультфильма. С большим усердием дети выполняли эту ответственную задачу, с должным вниманием отнеслись к элементам специальной одежды и рабочим принадлежностям. Далее были записаны отдельные фразы и диалоги, которые будут использованы в мультфильме, продуманы музыка и различные звуки шума, фон локаций  съёмки. Также были распределены роли между детьми. Каждый ребенок был прослушан (дети рассказали известные им стихотворения) и были выбраны те, кто больше подходит на роль для озвучивания изготовленных персонажей. Когда все было подготовлено, началась фотосъемка пластилиновых «профессионалов» для последующего монтажа.

Фотографии были сняты на обычный смартфон, что, возможно, отразилось на качестве анимации, но нужный результат был достигнут. Это свидетельствует о том, что отсутствие профессионального оборудования не может стать причиной для отказа проводить такую интересную профориентационную работу с детьми.

Было сделано около 1000 фотографий, выбраны наиболее удачные кадры, и при помощи специальной  программы был смонтирован мультфильм, ожививший наших героев. Детям было интересно и весело озвучивать персонажей. Для них это стало сюжетно-ролевой игрой, где каждый успешно справился со своей ролью.

Когда технические моменты были выполнены, был осуществлен самый ожидаемый этап – вместе с детьми был просмотрен первый их анимационный фильм. Дети смотрели его с умилением, восторгом и чувством гордости, ведь каждый из них вложил в него частичку своей души, чтобы каждый кусочек пластилина ожил, зашевелился, заговорил. Было очевидно, что проведенная работа получила определенный отклик у детей, и мы знаем, что родители потом долго слушали их эмоциональные рассказы о том, как они сами сделали этот мультфильм.

Подобная профориентационная работа может многому научить детей:

- лепка персонажей способствует развитию мелкой моторики (что в свою очередь положительно скажется на развитии речи и мышлении), трудолюбия, упорства для достижения цели, самостоятельности;

- составление сценария, придумывание истории (сказки) – хороший тренажёр для развития фантазии, воображения, креативности;

- совместная работа формирует понятие о коллективе, о чувстве товарищества, личной ответственности в командной работе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- продумывание декораций служит развитию внимания, памяти, логики, установлению причинно-следственных связей;

- прослушивание и отбор детей для озвучивания мультипликационного фильма способствовали развитию коммуникабельности, умению слушать других, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, терпеливости.

В процессе работы над проектом дети расширили свой кругозор – узнали о разных профессиях, в том числе о профессиях сценаристов, звукорежиссеров, режиссёров, аниматоров, операторов, конструкторов и опробовали на себе их работу.

Нужно признать, что профориентационная работа с применением мультипликационных технологий с дошкольниками – процесс очень трудоёмкий, но весьма эффективный для формирования творческой и познавательной активности детей. Он требует от воспитателя немало не только времени, но и терпения – иногда бывает сложно удержать внимание детей. Однако все задачи, возлагаемые на них, несложные и разнообразные, и такая экспрессивная работа увлекала детей снова и снова и способствовала развитию волевых качеств, выдержки, концентрации внимания.

Создание мультипликационного фильма – это очень увлекательный процесс, особенно для детей. Разработка и реализация данного проекта обусловлена необходимостью проведения подобной работы с детьми, так как она имеет целенаправленные векторы формирования и всестороннего развития личности ребенка. Для детей же она будет занимательной и максимально полезной, и их горящие глаза расскажут об их включенности в этот процесс, заинтересованности, получении удовольствия от процесса и удовлетворения от результата работы.

 

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Данилова Е.В. Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности дошкольной гетерогенной образовательной органзации через создание мультипликационной студии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5.

3. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47).

4. Савлучинская Н.В., Щечилина А.В. Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №4 (17). 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN