Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование дидактических игр по безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками с ОВЗ

Дата публикации: 2022-09-21 11:35:05
Статью разместил(а):
Матюшева Екатерина Сергеевна

Использование дидактических игр по безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками с ОВЗ

The use of didactic games on life safety in working with older preschool children with disabilities

 

Автор: Матюшева Екатерина Сергеевна 

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5», г. Приозерск, Россия.

e-mail: matushok1983@mail.ru

Matjusheva Ekaterina Sergeevna

Kindergarten № 5, Priozersk, Russia.

e-mail: matushok1983@mail.ru 

 

Аннотация: В этой статье автор описывает опыт работы по использованию дидактических игр по безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation: In this article, the author describes the experience of using didactic games on life safety with older preschool children with disabilities.

Ключевые слова: дидактические игры, безопасность жизнедеятельности, дети с ОВЗ

Keywords: didactic games, life safety, children with disabilities

Тематическая рублика: Дошкольное образование.

 

Мы живём в опасном мире: наряду с преступностью и социальным неблагополучием участились техногенные и природные катастрофы, обострились экологические проблемы, что лишний раз подтверждает необходимость разработки эффективных средств и механизмов воспитания у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной безопасности.

Детская безопасность - система условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, где бы они ни находились – дома, в детском саду, при перевозке их на всех видах транспорта, игре на улице (во дворе), хождении по дорогам, катании на коньках и горках, в походах и т.д. Безопасность детей обеспечивается родителями и педагогами  несущими на себе ответственность за организацию их жизнедеятельности. 

Дошкольники от природы активные и любознательные, наиболее подвержены воздействию различных опасных ситуаций. При этом угроза может быть связана с любой выходящей за привычные бытовые рамки ситуацией. Поскольку оградить ребёнка от всех угроз невозможно, необходимо дать ему объективное представление о самых распространённых опасных ситуациях и оптимальных мерах предосторожности. Исследования показывают, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Опасные ситуации (ДТП, пожар, несчастный случай на воде, на льду, дома) с участием дошкольников связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: неспособностью правильно оценить обстановку, потребностью в движении, которая преобладает над осторожностью, стремлением подражать взрослым, переоценкой своих возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев имеют специфичные реакции на опасные и нестандартные ситуации, не самостоятельны и находятся под опекой взрослых. 

Обучение безопасному поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его следует с раннего возраста. Основная и главная задача воспитателей и родителей заключается не в оберегании и защите ребенка, а в его подготовке к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Педагогам следует прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема формирования навыков безопасности собственной жизнедеятельности у дошкольников. 

Высокий уровень пластичности, сенсорное восприятие окружающего мира, потребность как движущая сила действия и поведения обуславливают необходимость проведения работы по обучению безопасному поведению детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игры, изобразительной деятельности, сказки, элементарного труда, моделирования социально-коммуникативных ситуаций как основы развития отношений. Учитывается необходимость удовлетворения любопытства ребенка, а также процесс подражания как источник возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности. В качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения. 

Работу по формированию навыков безопасности жизнедеятельности следует проводить, охватывая все виды деятельности ребенка, чтобы полученные знания он смог применять в продуктивной деятельности, реализовывать в играх, закреплять знания и умения на прогулке, ведь все, чему дети обучаются, они должны уметь применять в реальности, на практике за пределами образовательного учреждения. Дидактическая игра может стать для ребёнка эффективным средством для обогащения знаний о безопасности жизнедеятельности. Дидактические игры ставят перед дошкольниками задачу самостоятельно и рационально применять имеющиеся знания при решении мыслительных задач: сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, находить характерные признаки в явлениях и предметах окружающего мира, делать правильные обобщения и выводы.  

Дидактические игры, учитывая их воздействие на различные аспекты личностного развития детей с ОВЗ, занимают среди прочих методов обучения и воспитания дошкольников ведущую позицию. Разработанная нами серия дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ направлена на обогащение знаний о безопасности жизнедеятельности, воспитание безопасного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, а также на формирование осознанного отношения к проблеме безопасности жизнедеятельности.  

В серию дидактических игр вошёл раздел «Ребенок и другие люди». Была разработана дидактическая игра с предметами: «Осторожно! Чужой». Целью игры, было закрепить представления детей о правилах безопасного поведения при общении с чужими людьми на улице; учить правильному поведению в подобной ситуации. Дидактическая игра «Чужой, знакомый, свой», целью игры было, формирование точного понятия, кто является «своим», «чужим» и «знакомым». Настольно-печатные игры: «Я знаю, как надо» и другие. Целью было, закрепить знание детьми правил общения с незнакомыми людьми (на улице и дома). Словесные игры: «Крикни громче» и другие. Целью игры было, формирование и закрепление представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. В рамках данного цикла воспитанники получили представления о том, что внешность человека может быть обманчива. 

Раздел «Ребенок и природа». В рамках данного раздела, необходимо было объяснить детям о безопасном поведении в природе. Были разработаны дидактические игры с предметами: «Выбери съедобные грибы и ягоды». Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга. «Как бы ты поступил?». Целью игры было закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с людьми. Настольно-печатные: «Наши помощники растения» и другие. Целью игры было, закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. Дети получили знания о съедобных и не съедобных грибах и ягодах, о пользе растений. 

Раздел «Ребенок дома». В рамках раздела «Ребенок дома» была затронута тема электричества, разнообразия бытовых электроприборов и правил безопасного обращения с ними. Были разработаны дидактические игры с предметами: «Раз, два, три, что может быть опасно - найди». Целью игры было закрепление представлений об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества. Настольно-печатные: «Опасные – неопасные предметы». Целью игры было, закрепить умение детей распознавать опасные предметы, приводящие к порезам и ожогам; формировать понимание того, что они не предназначенные для игры. «Правильно - неправильно». Целью игры было формирование умения различать правильные и неправильные действия детей в быту, давать им оценку; закрепить знание правил безопасности. Дети получили знания о источниках опасности в доме, научились распознавать опасные предметы, которые для игр не предназначены.

Раздел «Здоровье ребенка». Здесь образовательная деятельность строилась на «Строение тела человека». Были разработаны дидактические игры с предметами «Полезно или нет». Целью игры было формирование умения выбирать полезные продукты питания. Настольно-печатные: «Части тела человека» и другие. Целью игры было закрепление знаний детьми внешнего строения тела человека и определение местоположения этой части на себе; побуждение стремления познавать себя.

И раздел «Ребенок на улице». Где воспитанники закрепляли правило поведения на улице. Были разработаны настольно-печатные дидактические игры: «О чём говорит светофор» и другие. Целью игры было закрепление знаний сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов. Словесные игры «Да, нет» и другие. Целью игры было закрепление правил дорожного движения, поведения в транспорте, развитие быстроты мышления, слухового восприятия, внимательности.

Нами было разработано 29 игр. В группе организован центр по формированию у детей навыков безопасности жизнедеятельности, где представлены разнообразные дидактические игры, которые активно используются в рамках коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.  

В ходе работы мы отметили, что дети с ОВЗ откликаются на предлагаемые формы работы, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры, усвоили элементарные сведения о безопасности жизнедеятельности, имеют элементарные знания как действовать в той или иной опасной ситуации. Результаты позволяют сделать вывод, что использование дидактических игр по безопасности жизнедеятельности у детей с ОВЗ является легкодоступным, интересным и эффективным методом обучения.  

Опыт работы по использованию дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ был представлен на итоговом педагогическом совете и получил высокую оценку коллег. 

 

Литература:

1. Давыдова М.С. «Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ».

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN