Безопасность и дети
Безопасность и дети
Safety and children
Автор: Сидорчук Наталия Юрьевна
МДОУ «Д/С Ов № 99», г. Братск, Иркутская обл., Россия.
e-mail: nata.sidorchukn@mail.ru
Sidorchuk Natalia Urievna
Kindergarten № 99, Bratsk, Russia
e-mail: nata.sidorchukn@mail.ru
Аннотация: В статье раскрывается вопрос, о том, как развитие у детей основ безопасности способствует успешной социализации.
Аnnotation: the article raises the question the development of the basics of safety in children contributes to the successful socialization of the child
Ключевые слова: дошкольный возраст, безопасность, социальное развитие.
Keywords: рreschooi age, safety, social development.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
С каждым годом растет количество преступлений, совершенных против детей. Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведении.
Поэтому и родителям, и учителям необходимо использовать все возможные средства для того, чтобы защитить детей и, что еще важнее, научить их защищаться самостоятельно.
Как защитить ребенка от преступников? Как распознать уловки похитителей и маньяков? Как обучить детей правильному поведению в опасных ситуациях? Чтобы ответить на эти и другие вопросы мы изучили труды Г.Я. Кудриной, К.Ю.Белой и написали цикл занятий для детей подготовительной к школе группы.
Данная программа поможет социальным педагогам школ и внешкольных учреждений, воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов (а также родителям) в работе с детьми по обучению их уверенному поведению в различных экстремальных ситуациях. Они адресованы всем заинтересованным в воспитании у детей безопасного поведения.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение в виде игрового тренинга придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их.
Игровой тренинг проводится один раз в месяц с сентября по май месяц в подготовительных к школе группах, всего 9 занятий в год. Программа дифференцирована на 9 разделов «Кто Я, один дома, в дверь стучат», «Злой или добрый огонь, какой я?», «Один дома, в доме пожар», «Один дома, сломался кран», «Я заболел», «Я один на улице. Мои действия», «Я люблю своих родителей, я сам решаю свои проблемы», «Я на лестнице и в лифте», «Я сам решаю свои проблемы».
Цель: Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно себя вести в опасных ситуациях, дома на улице, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными предметами способствовать приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи:
· Повысить уровень защищенности Я Ребенка.
· Развить эмоциональность ребенка-научить узнавать и обозначать свои чувства, уметь их распознавать у себя и других, адекватно реагировать на них.
· Сформировать позитивное к отношение к себе.
· Развить способность к объективной самооценке, осознанию своих возможностей, в защите себя в экстремальных условиях, достижению самостоятельности и уверенности в себе.
· Коррекция отношения к другим, приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
В программе используются игры, в которых можно проиграть ту или иную ситуацию. Приведу пример одной из них.
Игра "Телефонный звонок".
В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для этого следует научить детей задавать вопросы: "Извините, кто вам нужен?", "Кого вам позвать?".
Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят: "Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста, куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой номер вы набрали?".
Правило:
- Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
- Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).
На первый взгляд многим взрослым может показаться неэтичным такой подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. Поэтому самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку причину того, почему в подобных случаях это допустимо.
У некоторых детей бывает страх перед телефонными звонками. В таком случае целесообразно терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как звонки могут быть от родителей, родственников, друзей и т.д. Отрабатывание навыков безопасных ответов, позволит воспитать вежливость, и доброжелательность по отношению к окружающим сохранить. В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку ответить на любой вопрос по телефону.
Таким образом в ходе проведения занятий учим детей принимать детей такими, какие они есть, позитивно относиться к себе и гордиться тем, что «Я могу сам!».