Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие графомоторных навыков посредством разных видов деятельности дошкольника

Дата публикации: 2022-12-13 15:01:07
Статью разместил(а):
Борисова Марина Александровна

Развитие графомоторных навыков у дошкольников посредством разных видов деятельности ребёнка

Development of graphomotor skills in preschoolers through different types of child activities

 

Автор: Борисова Марина Александровна 

МБДОУ "Детский сад № 3", г. Княгинино, Нижегородская область, Россия

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru 

Borisova Marina Aleksandrovna

Kindergarten № 3, Knyaginino, Nizhny Novgorod Region, Russia

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

 

Аннотация: В статье раскрывается понятие графомоторного навыка, входящих в него компонентов и способы его развития с  помощью разных видов детской деятельности.

Annotation: The article reveals the concept of graphomotor skill, its components and ways of its development with the help of various types of children's activities.

Ключевые слова: графомоторные навыки, особенности развития тонкой моторики, зрительно-моторная координация, этапы развития графомоторных навыков.

Keywords: graphomotor skills, age-related features of fine motor skills, hand-eye coordination, stages of graphomotor skills development.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.  

 Компоненты графомоторного навыка:

• зрительное внимание, 

• зрительная память, 

• зрительно-пространственные отношения, 

• функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,

• зрительномоторные, 

• слухомоторные координации,

• координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),

• мелкая моторика.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их:

• дорисовывание незаконченных рисунков;  

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями

• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

2. Зрительный анализ и синтез (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.       

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

4. Графическая символика. Рисование:

- Задания на развитие умений рисовать узоры

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: 

• Пальчиковая гимнастика

• Шнуровки

• Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.  

• Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.

• Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.  

• Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.

• Игры: лего, пазлы, мозайка и др.

• Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур.

• Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание).

• Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга).

• Поделки из природных материалов.

• Шитье, вязание, плетение и др. 

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

С 1 до 2-х лет:         

• ребенок может держать два предмета в одной руке;

• держит карандаш в руке и чертит им;

• умеет переворачивать страницы книг;

• из кубиков строит башни;

• складывает пирамидку.

От 2 до 3 лет:

• ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;

• играет с песком, крупами, тестом и глиной;     

• открывает крышки, откручивает и закручивает;

• рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

• нанизывает бусы;

• правильно держит карандаш;

• копирует формы несколькими чертами;

• строит из кубиков.

От 3 до 5 лет:         

• малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;      

• складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);

• лепит из пластилина и теста разные фигуры;

• шнурует ботинки;

• определяет предметы в мешке на ощупь.

Этапы развития графо-моторных навыков:

1 этап. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

• выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);

• лепить из пластилина или глины;

• вырезать из бумаги;

• нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

• собирать мозаики и конструкторы;

• раскрашивать раскрасками;

• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

2 этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. 

Этот этап предусматривает:

• ориентировку в собственном теле;

• ориентировку в окружающем пространстве;

• уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.

3 этап:

• Развитие зрительного гнозиса:

- контурные изображения предметов, 

- перечеркнутые контурные изображения,

- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

• Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

- развитие зрительного анализа и синтеза;    

- развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.

4 этап – изобразительно-графические способности:

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

• Наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование орнаментов

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов сложной формы.

• Овладение графической символизацией

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

 

Список литературы:

1. Анищенко Ю.В. Формирование графомоторных навыков у дошкольников.

2. Исаева М.А. Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

3. Тельминова А.В. Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN