Развитие графомоторных навыков посредством разных видов деятельности дошкольника
Развитие графомоторных навыков у дошкольников посредством разных видов деятельности ребёнка
Development of graphomotor skills in preschoolers through different types of child activities
Автор: Борисова Марина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 3", г. Княгинино, Нижегородская область, Россия
e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru
Borisova Marina Aleksandrovna
Kindergarten № 3, Knyaginino, Nizhny Novgorod Region, Russia
e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru
Аннотация: В статье раскрывается понятие графомоторного навыка, входящих в него компонентов и способы его развития с помощью разных видов детской деятельности.
Annotation: The article reveals the concept of graphomotor skill, its components and ways of its development with the help of various types of children's activities.
Ключевые слова: графомоторные навыки, особенности развития тонкой моторики, зрительно-моторная координация, этапы развития графомоторных навыков.
Keywords: graphomotor skills, age-related features of fine motor skills, hand-eye coordination, stages of graphomotor skills development.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Компоненты графомоторного навыка:
• зрительное внимание,
• зрительная память,
• зрительно-пространственные отношения,
• функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
• зрительномоторные,
• слухомоторные координации,
• координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
• мелкая моторика.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их:
• дорисовывание незаконченных рисунков;
• дорисовывание рисунков с недостающими деталями
• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
2. Зрительный анализ и синтез (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
4. Графическая символика. Рисование:
- Задания на развитие умений рисовать узоры
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
• Пальчиковая гимнастика
• Шнуровки
• Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
• Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
• Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
• Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
• Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
• Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур.
• Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание).
• Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга).
• Поделки из природных материалов.
• Шитье, вязание, плетение и др.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации.
С 1 до 2-х лет:
• ребенок может держать два предмета в одной руке;
• держит карандаш в руке и чертит им;
• умеет переворачивать страницы книг;
• из кубиков строит башни;
• складывает пирамидку.
От 2 до 3 лет:
• ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
• играет с песком, крупами, тестом и глиной;
• открывает крышки, откручивает и закручивает;
• рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
• нанизывает бусы;
• правильно держит карандаш;
• копирует формы несколькими чертами;
• строит из кубиков.
От 3 до 5 лет:
• малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
• складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
• лепит из пластилина и теста разные фигуры;
• шнурует ботинки;
• определяет предметы в мешке на ощупь.
Этапы развития графо-моторных навыков:
1 этап. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
• выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
• лепить из пластилина или глины;
• вырезать из бумаги;
• нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
• собирать мозаики и конструкторы;
• раскрашивать раскрасками;
• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
2 этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
• ориентировку в собственном теле;
• ориентировку в окружающем пространстве;
• уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.
3 этап:
• Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
• Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.
4 этап – изобразительно-графические способности:
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
• Наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование орнаментов
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов сложной формы.
• Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Список литературы:
1. Анищенко Ю.В. Формирование графомоторных навыков у дошкольников.
2. Исаева М.А. Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Тельминова А.В. Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи.