Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей
Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей
Formation of patriotic feelings on the basis of familiarization with the heroic labor feat of builders
Автор: Арсентьева Алевтина Александровна
МБДОУ «Детский сад № 118», г. Чебоксары, Россия
email: alya87@mail.ru
Arsentieva Alevtina Alexandrovna
Kindergarten № 118, Cheboksary, Russia
email: alya87@mail.ru
Аннотация: В статье описан опыт работы автора по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Abstract: The article describes the author's experience in familiarizing children of senior preschool age with the labor feat of the builders of the Sursky and Kazan defensive lines.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, Сурский оборонительный рубеж, Казанский оборонительный рубеж.
Keywords: patriotic education, preschoolers, Sursky defensive line, Kazan defensive line.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край.
«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Сурский и Казанский оборонительные рубежи – важное событие в жизни нашей Родины. А у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубеже. В наше время очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах, о значении победы нашего народа в годы Великой отечественной войны.
Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла. И очень важно помочь понять нашим детям, что и они имеют, пусть опосредованное отношение тем далеким военным событиям.
В ходе бесед с детьми, анкетирования родителей выяснилось, что в семьях не уделяется должного внимания патриотическому воспитанию, ни у родителей, ни у детей нет знаний о Сурском и Казанском оборонительных рубежах. Некоторые родители полагают, что этим должна заниматься школа. У детей нет представлений о картине войны, о героизме тружеников тыла. Поэтому мы решили провести работу, чтобы смутный образ героя стал близким, понятным, легко узнаваемым, чтобы на него хотелось равняться.
Нами был разработан и реализован педагогический проект «Мы помним».
Цель проекта: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическим трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Задачи проекта:
1. Расширить знания о Великой Отечественной войне, знакомить с героями Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о Сурском оборонительном рубеже и значении их возведения в годы войны.
3. Формировать представление о героизме тружеников тыла при возведении оборонительных сооружений в годы Великой Отечественной войны.
4. Способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны.
5. Воспитывать у детей чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, чувства благодарности к ветеранам войны, воинам российской армии.
В рамках проекта была проведена следующая работа:
- ООД «Подвиг в тылу: Сурский и Казанский оборонительные рубежи»,
- просмотрели презентации «О героизме строителей оборонительных рубежей»,
- прошел патриотический онлайн-фестиваль агитбригад «Память в сердцах молодых …»,
- спортивное развлечение «Ни шагу назад»,
- вместе с детьми создали анимационный мультфильм «По страницам Сурского рубежа»,
- виртуальные прогулки «Маршруты памяти»,
- КВН «По страницам Сурского рубежа»,
- акция «Цветок ветерану»,
- выставка художественного творчества на тему «Война глазами детей» (аппликация, конструирование, лепка, рисунки),
- экскурсия к Памятнику «Вечная Слава Героям»
Проделанная работа показала следующие результаты:
- у детей расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне; сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)
- родители стали активными участниками образовательного процесса, повысилась педагогическая компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Таким образом, дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста.