Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Воспитание здорового ребёнка

Дата публикации: 2022-12-28 13:09:55
Статью разместил(а):
Беленок Ольга Григорьевна

Воспитание здорового ребёнка

Raising a healthy child

 

Автор: Беленок Ольга Григорьевна

ГБДОУ "Детский сад № 66 Кировского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: olga-belenok@list.ru

Belenok Olga Grigorievna

Kindergarten 66, St. Petersburg, Russia

e-mail: olga-belenok@list.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка—это основа формирования личности. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении создаются определенные условия. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Annotation: In this article, the author writes that the full physical development and health of the child is the basis for the formation of personality. For the full physical development of children, the realization of the need for movement in our preschool institution, certain conditions are created. The environment is one of the main means of developing the child's personality, the source of his individual knowledge and social experience. 

Ключевые слова: здоровье ребёнка, воспитание ребёнка, детский сад.

Keywords: child health,publication for the journal 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка—это основа формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: "Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства» (Д. Зелинская, «Школа здоровья»,1995, No 2,с.5-12).

Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.). По статистике каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным заболеваниям.

Какие же факторы влияют на здоровье ребенка?

Как было сказано выше, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.

Необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий. Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку, т.к. способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и так далее. Кроме того, нарушена структура полноценного питания детей.

Ребенок XXI века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь — увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Поэтому основными задачами для нашего детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

· охрана и укрепление здоровья детей;

· формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

· создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

· воспитание потребности в здоровом образе жизни;

· обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный  режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем учреждении строиться в следующих направлениях:

· создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

·  повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения;

· комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

· воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении создаются определенные условия. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении не только обеспечивает физическую актиность детей, но и является основой для их самостоятельной двигательной деятельности, своеобразной формой их самообразования. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию дошкольников, мы учитываем следующих факторы:

· индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

· особенности его эмоционально-личностного развития; индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;

· любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

· возрастные и поло-ролевые особенности.

В нашем дошкольном учреждении ведется работа по формированию основ валеологического воспитания. Она проводится через организацию образовательной деятельности (образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие" «Физическое развитие»).

Также ведется тесная работа с семьей по формированию основ валеологического воспитания. Работа по этому направлению позволяет заинтересовать взрослых возможностями детей, показать достижения, результаты, организовывать совместные праздники и досуги.

В нашей работе преобладает такая форма сотрудничества, как партнерство.

Цель нашей работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания сделать себя лучше, сильнее, умнее, научить его фантазировать и делать дело, иными словами - создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность.

Соблюдая эти условия, можно добиться определенных результатов, а именно:

- активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологии;

- развитии познавательной активности детей в усвоении знаний о гигиене и об элементарном строении человека;

- установление взаимного доверия между педагогом и родителями в вопросах валеологического воспитания;

- снижение заболеваемости в группах.

Всю работу мы строим по принципу «Здоровый ребёнок — здоровая семья — здоровая нация».

В нашей деятельности мы отдаем предпочтение формированию основ здорового образа жизни с активной поддержкой и участием в этом родителей.

Для решения вышепоставленных задач в дошкольном учреждении создана материальная база: 

• оборудованы необходимым инвентарем  музыкальный и спортивный зал;

• созданы физкультурно-спортивные уголки в групповых помещениях, игрушки для самостоятельной деятельности детей изготовленны руками воспитателей и родителей;

• созданы центры двигательной активности с разнообразным спортивным инвентарём и нестандартным оборудованием;

• спортивная площадка для проведения различного вида оздоровительных мероприятий.

Ежедневно в ДОУ проводятся физкультурная НОД: в зале и на свежем воздухе. В процессе НОД воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплина, коллективизм. Оказывается благотворное влияние на развитие высших функций центральной нервной системы — восприятия, памяти, внимания, мышления. НОД проводится в различной форме: НОД учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, комплексные, контрольные (диагностические).

Одним из видов активной формы работы с детьми являются мероприятия с привлечением родителей. В течение года проводятся физкультурные развлечения и праздники, праздники с участием родителей, дни здоровья, досуги во всех возрастных группах. Ведь любой праздник, а тем более спортивный — это всегда радостное событие. Тематика мероприятий самая разнообразная: «Масленица», «День здоровья», «Мы любим спорт!», «Зимние забавы», «Вся семья - спортсмены» и т.п. Веселая здоровая атмосфера этих праздников передается взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми, повышается внимание к здоровью ребенка.

В нашем дошкольном учреждении специально организована система закаливания и профилактики:

• ежедневные оздоровительные прогулки;

• умывание холодной водой;

• полоскание рта и горла прохладной водой, полоскание горла отварами трав;

• воздушные и солнечные ванные;

• хождение босиком;

• психогимнастика;

• гимнастика для глаз.

Проводятся профилактические мероприятия по формированию осанки и профилактике плоскостопия.

Для физического и двигательного развития детей на протяжении учебного года проводятся следующие виды физкультурно-оздоровительной работы:

· утренняя гимнастика, в тёплый период на свежем воздухе, в холодный - в зале;

· физкультурные занятия с использованием нетрадиционной формы работы, контрольно-тренировочные занятия на развития мышечной силы, быстроты, бега;

· коррекционная работа основных видов движений,

· профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

На протяжении учебного года, повышая интерес к занятиям физкультурой, используются ритмические упражнения, подвижные и фольклорные игры. Индивидуальную работу проводим в игровой форме, с использованием физкультурного инвентаря и без него. Большое внимание уделяем индивидуальной работе на прогулке. Предпочтение отдаем подвижным играм с небольшими подгруппами детей. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению работы разных отделов легких, усилению выдоха и улучшения дыхания в целом. Используем игры на разную двигательную активность детей: высокой, средней и малой подвижности.

В результате проведения лечебных подвижных игр, не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию; формируем необходимые навыки и умения, развиваем координацию движения, физические качества (ловкость, выносливость, меткость и т.д.). Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм и укрепляют иммунную систему детей.

При организации физкультурной НОД широко используются общеразвивающие упражнения, которые активизируют разные группы мышц и улучшают кровоснабжение внутренних органов.

Особая роль отдается упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно – двигательного аппарата. Для тренировки правильного дыхания детям предлагаются наиболее доступные естественные движения – ходьба и бег.

Дыхательная гимнастика проводится также после сна в сочетании с другими упражнениями.

В эту гимнастику включаются игровые упражнения («велосипед», «крокодильчик», «лодочка», «кошечка – собачка» и др.). Детям очень нравится выполнять гимнастику в стихотворной форме.

В завершении гимнастики после сна дети проходят по дорожкам здоровья, с целью профилактики плоскостопия у детей. Такие дорожки были изготовлены с помощью родителей и сотрудников ДОУ.

Эффективным средством укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, повышения уровня работоспособности и воспитания навыков здорового образа жизни - является закаливание.

Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к воздействию окружающей среды. Закаливание -  это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации и дополнительного времени: нахождение детей в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне (с разрешения родителей), активные занятия физкультурой на площадке.

Хорошим средством укрепления здоровья детей стало закаливание водой. В летний оздоровительный период дети с радостью играют в игры с водой. Каждый день дети ходят босиком по траве (закаливание солнцем и воздухом). С этот период соблюдается и питьевой режим.

О различных видах закаливания, методах и приемах, о систематичности и непрерывности их использования рассказывается на консультациях для родителей.

Большое значение в работе с детьми по воспитанию навыков здорового образа жизни имеют НОД, беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы о теле, правилах ухода за ним, о витаминах, здоровье, и правильном питании. Дети изучают свое тело и стараются сделать все, чтобы быть здоровыми и сильными. Но главная роль в воспитании навыков здорового образа жизни отводилась родителям.

Участвуя в различных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с развитием других детей.

По итогам работы видно, что разнообразие форм работы с родителями положительно воздействуют:

- на развитие у детей навыков здорового образа жизни;

- все формы, методы, приемы работы с детьми дают возможность больше узнать о своем здоровье, способах защиты от болезней, укреплению  и повышению уровеня физической активности;

- с помощью игр, упражнений и физкультурно-оздоровительных мероприятий создется положительный психо-эмоциональный климат в группе;

- способствует формированию правильной осанки, развитию всех групп мышц

Таким образом, можно сделать вывод, что систематически проводимая работа улучшает физическое развитие детей. Влияет на общее укрепления организма ребёнка.

 

Список литературы:

1. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья, издательство. М.; Донецк, 2002.

2. Зелинская Д. Журнал «Школа здоровья», СПб 1995, No 2,с.5-12.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство АСТ, 2018г.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN