Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Обобщение опыта по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников старшего возраст

Дата публикации: 2023-01-06 19:35:26
Статью разместил(а):
Борисова Марина Александровна

Обобщение опыта по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников

Generalization of experience in the development of fine motor skills and graphomotor skills in preschoolers

 

Автор: Борисова Марина Александровна  

МБДОУ "Детский сад № 3", г. Княгинино, Нижегородская область, Россия

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru 

Borisova Marina Aleksandrovna

Kindergarten № 3, Knyaginino, Nizhny Novgorod Region, Russia

e-mail: borisova_marina_2012@mail.ru

 

Аннотация: В статье собрано обобщение педагогического опыта по развитию мелкой моторики и графомоторного навыка у дошкольников с  помощью разных видов детской деятельности. 

Abstract: The article contains a generalization of pedagogical experience in the development of fine motor skills and graphomotor skills in preschoolers with the help of various types of children's activities.

Ключевые слова: графомоторные навыки, особенности развития тонкой моторики, зрительно-моторная координация, этапы развития графомоторных навыков.

Keywords: graphomotor skills, age-related features of fine motor skills, hand-eye coordination, stages of graphomotor skills development.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. 

Сотрудник Института физиологии детей и подростков СанктПетербургской академии психологических наук М.М. Кольцова, обобщив собственные исследования, пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с пониженной работоспособностью. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Как показывает анализ проведенных исследований (Н.М. Красногорского, А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова, Д.Б. Эльконина и др.), ребёнок старшего дошкольного возраста, как в физиологическом, так и в психическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно-исследовательской деятельности и на её основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальность данной работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

Работая с детьми в разных направлениях своей деятельности, мной уделяется большое внимание развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков, т.к. в дальнейшей жизни ребенка эти навыки будут необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 

Анализ своей деятельности и подтолкнул к написанию программы «Волшебные пальчики», направленной на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Новизной программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) применяется в системе логопедического воздействия и такие нетрадиционные формы, как упражнения «пальчиковые шаги», которые ранее не внедрялись в работу специалистов нашего учреждения.

Упражнения по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей проводятся в рамках раздела занятий по развитию элементарных математических представлений, а также на индивидуальных занятиях, в игровой и творческой деятельности. 

Цель программы – формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков у детей на входе в программу.

2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах). 

3. Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.

4. Формировать зрительно-моторную координацию.

5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги. 

6. Привлечь родителей к участию во всех этапах коррекционноразвивающего процесса.

7. Проанализировать уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков у детей на выходе из программы.

Программа «Волшебные пальчики» реализуется в три этапа: I этап – организационно-диагностический, длительностью в 2 недели; II этап – практический, длительностью 4 месяца; III этап – аналитический, который длится 2 недели.

На 1 этапе проведена диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей на входе в программу и создание предметно-развивающей среды для практического решения задач, поставленных программой.

Диагностика мелкой моторики и графомоторных навыков у детей проведена в форме заданий с использованием адаптивных разработок и тестов Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и И.Н. Шевляковой.

Для диагностики графических навыков использовались тесты под авторством С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Т. Топорковой, С.В. Щебининой.

Параметры обследования:

- проявление интереса к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков; 

- выполнение работы по образцу, по показу педагога, по словесной инструкции;

- ориентировка в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, справа, слева;

- умение давать оценку своим работам, работам сверстников;

- доведение начатой работы до конца.

На основании проведенной первичной диагностики был сделан вывод, что у детей помимо основного диагноза, отмечается низкий уровень подготовки руки к овладению письмом, не сформировано внимание и контроль за собственными действиями. Отмечается неточная координация и общая недостаточность движений, дети часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Из этого можно сделать следующий вывод: для коррекции всех недостатков необходима постоянная работа по развитию мелкой моторики.

Для реализации программы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков создана предметно-развивающая среда, которая включила в себя массажные мячики, прищепки разных цветов, пальчиковый бассейн, карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, игры-шнуровки, пособие по застегиванию  пуговиц различной величины, кнопок, крючков, мозаика, пазлы, пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу, пластмассовые и деревянные фигурки, простые и цветные карандаши, листы бумаги, образцы графических рисунков, образцы «пальчиковых шагов»,  обводки, трафареты, природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).

Предметно-развивающая среда меняется с учетом практического опыта детей. 

Основная деятельность второго практического этапа ведется по трем направлениям: коррекционная работа с детьми, взаимодействие с воспитателями и специалистами, взаимодействие с родителями. 

Работа с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков проводится на индивидуальных занятиях и занятиях по развитию элементарных математических представлений, которая занимает от 8 до 12 минут от общего времени. На занятиях применяются словесные (устные и печатные), игровые (дидактические) и наглядные (методы иллюстраций и метод демонстраций) методы работы.

При проведении занятий используются подгрупповая, парная, индивидуальная формы работы.

Подгрупповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством детей. Это улучшает эффективность работы и повышает интерес детей. Использую традиционные игры и упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений, игры с пальчиками с речевым сопровождением, самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковую гимнастику, упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек (Приложение 1).

Парная форма работы предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары формируются по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее. В парной форме работы применяю как традиционные (упражнения по штриховке по контуру, обводка; графические задания), так и нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики и графо-моторных навыков:, упражнение «Пальчиковые шаги». 

Упражнения «Пальчиковые шаги» тоже относятся к нетрадиционным упражнениям, целью которых стало развитие координации движений кистей и пальцев рук. 

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы – разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук (Приложение 2).

Индивидуальная форма работы предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка. Используются традиционные и нетрадиционные игры и упражнения в работе с детьми.

Упражнения на развитие пальцевой моторики играют положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет:

регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с умственной деятельностью;

облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Графическая работа в тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.

Во взаимодействии с родителями целью является установление партнерских отношений, объединения усилий в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.

Участие родителей усиливает эффективность работы и позволяет добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей.

Применяются следующие формы и методы работы с родителями:

- Родительские собрания.

- Печатные консультации, памятки.

- Консультирование и беседы.

- День открытых дверей.

- Практические семинары.

- Встречи в семейном клубе «Педагогика для всех».

- Методическая подборка для родителей (включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно-печатные игры для развития мелкой моторики. Родители могут взять любой материал домой во временное пользование).

Собранный методический и практический материал по развитию мелкой моторики дошкольников презентую родителям с помощью таких форм, как консультации, мастер-классы.

III этап – аналитический, длится 2 недели.

Его цель: анализ результативности программы.

Здесь поставлены следующие задачи:

- диагностика уровня развития мелкой моторики и графического навыка у детей на выходе из программы;

- проведение анализа работы, внесение корректив в программу;

- обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики и графического навыка у детей старшего дошкольного возраста. За 9 месяцев в результате планомерной и систематической работы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш, стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

За истекший период по итогам проведенной работы у детей можно отметить следующую динамику: положительная – 62,3 %; незначительная – 37,7 %.

Эти достижения помогли детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе. Реализация программы продолжается.

В дальнейшем планируется совершенствование работы по данному направлению, создание авторских игр и упражнений по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей. 

 

Приложение 1. Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Дети охотно раскрашивают картинки, заштриховывают по образцу, обводят клеточки в тетрадных листах. Им интереснее выполнять эту работу простыми и цветными карандашами, что превращает занятие в интересную игру. 

Упражнения по обводке контуров предметов, рисовании по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» – эти упражнения выполняются только простым карандашом.

Игры с пальчиками с речевым сопровождением.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Взять руку ребенка и пощекотать:  

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит, Никто больше не шумит.

Загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.  

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить. Гришке Сиротке – кашку варить. Крошке Тимошке – песенки петь, Песенки петь и плясать.

Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На моей руке пять пальцев, 

Пять хватальцев, пять держальцев. 

Чтоб строгать и чтоб пилить,  Чтобы брать и чтоб дарить. 

Их не трудно сосчитать: 

Раз, два, три, четыре, пять! 

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.  

Самомассаж кистей и пальцев рук.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя  пальцами одной большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, затем положение рук меняется.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей  сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом:

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими рукам! и поочередно.

3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7. «ФУТБОЛ»  –  забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.

8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК - ЛАДОНЬ - РЕБРО». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

Составление фигурок из счетных палочек или спичек

Из счетных палочек выкладываем узоры по образцу. Затем убрать образец и попросить выложить узор по памяти. 

Снежинка,  Звездочка, Солнышко, Домик 

Можно закреплять геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.: Ромб Треугольник Квадрат.

 

Приложение 2. Графические диктанты.

«Пальчиковые шаги»

Гусеничка.

Ползу я по дорожке, 

Перебираю ножки, 

Мечтаю бабочкою стать, 

Чтоб по цветам легко порхать.

Помоги гусеничке доползти до цветка и стать бабочкой. Каждым пальчиком левой руки «проползи» по дорожке к цветочку: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком.

Ступеньки.

Раз ступенька, два ступенька. Мы идём по лесенке. Вместе мы не унываем,  Распеваем песенки.

Помоги мальчику подняться по лесенке. «Прошагай» по ступенькам пальчиками левой руки вверх: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним.

 

Список литературы:

1. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / О.С. Бот. – Сб. науч. трудов. – М., 1982.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Издательство «Просвещение», 2003.

3. Зиннхубер, Хельга. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: От 4 до 7,5 лет / Хельга Зиннхубер; (пер. с нем Е. Араловой). – М.: Теревинф, 2009.

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М. 1973.

5. Кольцова М.М., Рузин, М. С. Страна пальчиковых игр / М.М. Кольцова, М. С. Рузин.  – СПб.,1997.

6. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков / С.О. Филиппова – СПб., 1999.

7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.

8. Чернова Е.И., Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики/ Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева.– СанктПетербург: КОРОНА-Век, 2007.

9. Никитина А.В., 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4–5 лет) / Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.

10. Подрезова И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

 

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN