Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Методика работы с родителями в период адаптации детей в группах раннего возраста

Дата публикации: 2023-01-15 22:08:52
Статью разместил(а):
Долихина Марина Валерьевна

Методика работы с родителями в период адаптации детей в группах раннего возраста

Methods of working with parents during the period of adaptation of children in early age groups

 

Автор: Долихина Марина Валерьевна

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

e-mail: dolikhina@mail.ru

Dolikhina Marina Valeryevna 

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: dolikhina@mail.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается методика работы воспитателя с родителями по организации успешной, безболезненной и короткой адаптации детей в группах раннего дошкольного возраста к детскому саду, начиная от первого знакомства и до полной адаптации.

Abstract: The article discusses the method of work of the educator with parents on the organization of successful, painless and short adaptation of children in groups of early preschool age to kindergarten, starting from the first acquaintance and up to full adaptation. 

Ключевые слова: детский сад, родитель, воспитатель, ребенок, установочное собрание, период адаптации.

Keywords: kindergarten, parent, educator, child, installation meeting, adaptation period.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Особенностью работы с детьми в период адаптации является то, что воспитатель впервые знакомится с родителями детей раннего дошкольного возраста. Это не та работа, когда воспитатель уже знает их родителей и уже взаимодействовал с ними по тем или иным вопросам. Как произойдет знакомство, какое будет первое впечатление и как пройдет первый контакт, от этого будет зависеть, как родители будут воспринимать воспитателя в будущем. Конечно, это ни в коем случае не говорит о том, что его нельзя будет поменять в будущем, но первое впечатление остается надолго.

Задача воспитателя сделать так, чтобы начиная с этого периода, родители относились к воспитателю как к человеку, который является не просто воспитателем, а является истинным профессионалом своего дела, прекрасно разбирается в том, чем он занимается и которому можно доверять. Для чего нам это необходимо? Во всех ситуациях, когда в будущем будут происходить какие-то возможные ссоры между детьми или спорные ситуации, родители будут понимать, что воспитатель является профессионалом и будут обращаться с вопросами к нему, а не к руководству детского сада. Если родители не будут видеть в воспитателе профессионала и компетентности, то обращения родителей к руководству будут не исключены.

От того, насколько в группе быстро и успешно адаптируются дети, зависит то, как сложатся отношения воспитателя с родителями, потому, что дети раннего возраста воспринимают окружающий мир глазами родителей. Иначе говоря, как родители будут воспринимать воспитателя и детский сад, также и дети будут это воспринимать. Если дети будут видеть и чувствовать, что родители тревожатся, не доверяют, что им как-то некомфортно, то это состояние неосознанно будет передаваться и детям. И наоборот, если дети будут понимать, что родители этому месту доверяют, идут в детский сад абсолютно спокойно, знают что делают и ребенок увидит, что родители общаются с воспитателем в доверительном ключе, дети это поймут и почувствуют, насколько родители положительно относятся к этому месту и к этим людям.   

Адаптация начинается не с работы с детьми, а с работы с родителями, потому, что когда в первый раз родители к воспитателю привели ребенка, они уже должны воспитателя знать, должны быть закрыты такие базовые вопросы как, как зовут воспитателя, распорядок дня и т.д. Потому что, когда родители приводят детей, они должны быть, как и воспитатель настроены на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться.

И так, с чего мы должны начинать, мы должны начинать со знакомства с родителями, с установления с ними контакта. Воспитатель должен быть знаком с родителями еще до того, как воспитатель познакомился с детьми. Традиционно проводится установочное собрание с родителями детей раннего возраста и воспитателями, где обсуждаются какие-то общие вопросы. Какая здесь допускается ошибка? Родители не общаются один на один с воспитателями, а это необходимо делать. Как лучше поступить в таком случае? Провести одно общее установочное собрание, на котором воспитателями доводится какая-то важная информация до родителей, далее выступает заведующая детским садом, а затем по окончании собрания расходятся все по группам с воспитателями и родителями, где родители уже непосредственно знакомятся с группой.

Что должен сказать воспитатель родителям в группе? Это, прежде всего, необходимо представиться и сказать, что я буду работать с вашими детьми, что некоторые из вас впервые сталкиваются с таким процессом, как адаптация, это может быть тревожно, это может пугать. У некоторых и вас был собственный, не очень приятный опыт посещения детского сада, мы все это понимаем. Мы вас уверяем, что современный детский сад, это не тот детский сад, что был 20-30 лет назад, сейчас для ваших детей созданы все условия.

Мы являемся профессионалами в области организации адаптации, можно показать подтверждающие дипломы об образования, повышения квалификации, сертификаты, что вы прошли специальное обучение по этому вопросу, чтобы это было максимально нетравматично для вас и для вашего ребенка и рассказать, как вы будете это осуществлять на практике. Можно предложить всем родителям, кто заинтересован в организации плавной и безболезненной адаптации для своих детей, присоединиться к отдельному чату в WhasApp или в Telegram, где угодно. Там будет размещаться важная информация, которая будет нужна вам для того чтобы вы могли оперативно на нее реагировать. Далее все будет зависеть от воспитателя, как он сможет организовать работу с потоком информации в предполагаемых чатах, что он там будет размещать. Например, схема адаптации, почему именно такая, организовать режим сна под тот, который установлен в детском саду.

Организация питания, ритуал и алгоритм прощания, про ленту времени, которая используется в детском саду и которую можно использовать также дома. Эта информация по объему может быть значительной, все зависит от воспитателя и как он сможет ее представить. Необходимо понять, что вся эта проведенная воспитателем работа ускорит процесс адаптации детей. Воспитателю необходимо родителям объяснять про правила, которые действуют в детском саду, чтобы они поняли, чтобы им это было интересно и что их необходимо выполнять. Когда мы говорим, что опоздания родителей с детьми входит в привычку, то надо просто с ними об этом поговорить и обсудить, почему они так поступают.  

Родители должны понимать, что вы являетесь профессионалом, это доказывается какими-то делами, тем, что вы говорите, тем насколько вы  осведомлены, что такое адаптация и т.д. Чем меньше у родителей тревог, тем проще будет воспитателю.

Как сделать интересным родительское собрание? Это отдельная большая тема, это связано с тем, что мы используем темы собраний, которые не актуальны для родителей, например, каждый год в сентябре мы должны были рассказывать про правила дорожного движения и про дорожную безопасность. Когда мы говорим про работу с родителями, для них будет актуальна тема как привить ребенку любовь к чтению, или как сделать процесс чтения с ребенком дома интересным. Также про адаптацию, можно сформулировать тему установочного собрания «Организационные вопросы адаптации детей раннего возраста» или можно сформулировать тему «Секреты бесслёзной адаптации».  

Как вы рассказываете на собрании, не должно быть скучно, нудно и неинтересно, не затягиваете ли вы время на этом собрании, говорите ли вы простыми словами, организуете ли вы его так, чтобы оно было неформальное, то есть добавить какие-то, например тестовые методики для родителей. До начала собрания пока родители ждут, можно включить музыку с презентациями и фотографиями детей и жизни детского сада. Если есть чайный стол, то когда приходят уставшие родители, то это их может расположить также позитивно.  

В период адаптации дети могут плакать, воспитатели со своей стороны делают все возможное для того, чтобы дети плакали меньше, но слезы в период адаптации, это нормально и естественно. Абсолютной нормой является, если ребенок плачет около 20 минут после расставания с родителем, воспитатели делают все возможное чтобы его успокоить. Воспитателям необходимо говорить родителям, как они могут со своей стороны повлиять на адаптацию ребенка и сделать ее наиболее безболезненной, игрушки для адаптации, какие книжки почитать, какие мультфильмы посмотреть. Воспитателю необходимо снизить тревогу родителей, присоединиться к их чувствам, например: «я знаю, как вы переживаете», «я знаю, как это волнительно, когда ты отдаешь своего ребенка в детский сад», «я понимаю, что вы очень тревожитесь от того, что ваш малыш плачет». Можно отправить родителям фотографию, где ребенок успокоился, где он играет в игрушки и улыбается.

Если ребенка хотят оставить на весь день, когда у семьи нет возможности забрать ребенка. Но если у семьи есть возможность забрать ребенка в период адаптации, а они просто не понимают смысла, тогда воспитателям нужно объяснить на установочном собрании, зачем им нужно это сделать. По сути, воспитателям надо дать им ответ на вопрос, почему им необходимо пойти на постепенную и плавную адаптацию. На установочном собрании можно сказать родителям, что у нас в детском саду есть определенная алгоритм-схема адаптации, которую мы предлагаем всем родителям, и наш подход именно нашего детского сада отличается от многих других подходов. Потому, что мы прошли специальное обучение, у нас есть сертификат, мы владеем всеми современными технологиями, мы индивидуально с каждым обсуждаем схему адаптации.                  

Как лучше рассказать о ритуалах прощания? Если вы объясните родителям, что ритуал прощания облегчает процесс адаптации и ребенок проще их отпускает, ребенок будет меньше плакать, а они будут спокойнее уходить, тогда родители будут слушать воспитателей более заинтересованно.

Таким образом, методически правильно организованная работа и грамотно спланированное взаимодействие всех должностных лиц детского сада с родителями, будет способствовать успешной, безболезненной и короткой адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду, начиная от первого знакомства и до полной адаптации.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.22).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Антипова И.А. Взаимодействие детского сада с семьей как фактор первичной социализации детей раннего возраста // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (283). – С. 135-139.

4. Долихина М.В. Арт-практика как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду // Технологии образования. 2022. № 4, С. 34-37.

5. Баранова Н.М. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей в детском саду // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Белгород, 2018. – Ч. 3. – с. 20-23

6. Захарина К.Э. Взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольному учреждению и организации воспитательно-образовательного пространства / К.Э. Захарина, С.М. Сливенко // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. О.Н. Широков. – Чебоксары, 2016. – Т. 1. – с. 135-137.

7. Долихина М.В. Активные методы обучения и их использование в образовательной деятельности дошкольников // Технологии образования. 2022. № 2, С. 21-24.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN