Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Использование инновационных технологий при становлении правильного звукопроизношения у дошкольников

Дата публикации: 2023-01-29 17:35:14
Статью разместил(а):
Спиридонова Марина Владимировна

Использование инновационных технологий при становлении правильного звукопроизношения у дошкольников

The use of innovative technologies in the formation of proper sound reproduction in preschoolers

 

Авторы:

Спиридонова Марина Владимировна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: marinasp83@yandex.ru

Spiridonova Marina Vladimirovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: marinasp83@yandex.ru

Титова Светлана Александровна

МДОУ "Старомайнский детский сад № 5", р.п. Старая Майна, Ульяновская область, Россия

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

Titova Svetlana Aleksandrovna

Staromaynsky kindergarten № 5, Staray Mayna, Ulyanovskay oblast, Russia

E-mail: lana.titova.1966@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье приводится несколько способов коррекционного воздействия с использованием инновационных технологий при нарушении звукопроизношения у дошкольников.

Abstract: This article presents several methods of corrective action using innovative technologies in the violation of sound reproduction in preschoolers. 

Ключевые слова: дошкольники, коррекция речи, звукопроизношение.

Keywords: preschoolers, speech correction, sound pronunciation.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Нарушения речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Процент речевых нарушений, в том числе и звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени — функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

По своей сути коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении звукопроизношения. В этом контексте основной целью коррекционной работы является развитие умений и навыков правильного воспроизведения звуков. Одним из требований современного образования является использование инновационных технологий в коррекционном воздействии. В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation — нововведение) — это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.

Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной педагогике можно считать мнемотехнику. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребёнку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определённая схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребёнка и от этапа работы.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок. Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки. Логосказки могут быть направлены на развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пальчиковой моторики, связной речи и т.д. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Для коррекции звукопроизношения и развития фонематического восприятия наибольшее распространение получили артикуляционные сказки и фонетические сказки.

В артикуляционных сказках комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемые звуки. 

У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, развивать все стороны речи. 

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков интересен такой метод как биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, а, следовательно, и речь детей. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру.

Следующая методика, позволяющая выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, это кинезиология. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су–Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Приёмами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Формы работы с использованием массажера Су-Джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико-грамматических категорий, развития памяти и внимания. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Су-Джок массажер используется и для автоматизации звуков в речи. Во время массажа проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи.

К инновационным технологиям относятся и техники арт- и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Каждая из них может стать темой отдельного исследования. Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.

Развивая и используя новые направления логопедической теории и практики, необходимо помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

 

Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии . Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе. — М., 2007.

5. Гин А. Приемы педагогической техники. — М., 2003.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN