Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Речевое развитие дошкольников с помощью мнемотехники

Дата публикации: 2023-02-18 15:58:10
Статью разместил(а):
Стоникова Александра Ивановна

Речевое развитие дошкольников с помощью мнемотехники

Speech development of preschoolers using mnemonics

 

Автор: Стоникова Александра Ивановна

ГБДОУ “Детский сад № 87”, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: stonikova@mail.ru

Sotnikova Alexandra Ivanovna

Kindergarten № 87, Saint Petersburg, Russia

E-mail: stonikova@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье описывается мнемотехника - новая, инновационная технология при организации образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ.

Abstract: This article describes as mnemonics - a new, innovative technology in the organization of educational activities with preschoolers in preschool.

Ключевые слова: мнемотехника, образовательная деятельность, дошкольники.

Keywords: mnemonics, educational activities, preschool.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Мнемотехника является системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте. Но, не нужно забывать, что также необходимо развитие и других психических процессов, таких как: восприятие, мышление, речь и воображение. Но мы не сможем их развивать без увеличения объема памяти.

 Что же такое память? Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Существуют различные классификации видов памяти, одна из которых - по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, один из ее авторов А.Г. Маклаков. В данном случае память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо применять определенные приемы. В этом помогает мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделям, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большова – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов А.Л. Венгером, А.В. Запорожцем и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию.

Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив ими общие признаки объекта, т.е. пользоваться «заместителями». Можем с уверенность сказать, что именно мнемотехника станет верным помощником для Ваших действий в данном направлении.

В работе с мнемотехникой используются всевозможные модели. Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Следовательно, создавая мнемотаблицы и схемы-модели, дети создают модели слова, рассказа.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Получается, что мнемотаблица – это информационная модель: целенаправленно отобранная информация об объекте. А в качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта.

В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера свободы творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет.

Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности. Нужно создать такую проблемную ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без них им будет трудно.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN