Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Логоритмические упражнения в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Дата публикации: 2023-02-21 22:51:14
Статью разместил(а):
Петрова Зоя Александровна

Логоритмические упражнения в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ в рамках здоровьесберегающих технологий

Logorhythmics in the system of correction- and development-training of a speech therapist for overcoming speech impairments in children with disabilities as part of health-saving technologies

 

Автор: Петрова Зоя Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 21 Московского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: sojushka@mail.ru

Petrova Zoya Alexandrovna

Kindergarten № 21, St.-Petersburg, Russia

e-mail: sojushka@mail.ru

 

Аннотация: Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.  Примером такой работы является логоритмика – деятельность, которая, с одной стороны, оказывает благотворное влияние на организм ребенка, а с другой – является эффективным методом преодоления речевой патологии. Настоящая методическая разработка наглядно описывает, как с помощью логоритмики преодолевать речевые нарушения у детей с ОВЗ.

Abstract: In today's preschools, it is very topical to conduct activities aimed at strengthening and preserving health of children. Logorythmics is a good example of such activity as on the one hand, it produces a healthsome influence on child's organism and, on the other hand, is an effective method of overcoming the speech pathology. The present methodological guideline illustrates how to overcome speech impairments in children with disabilities by means of logorhythmics.

Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, дети с ОВЗ, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: logorhythmics, speech impartments, children with disabilities, health-saving technologies.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.

Задачи логоритмики:

- развивать у детей точность, координированность движений рук, ног во время ходьбы и бега;

- формировать правильную осанку,

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

- устранять напряженность, скованность движений, воспитывать их свободу;

- развивать слуховое внимание и фонематический слух;

- учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

- развивать физиологическое дыхание; развивать артикуляционный аппарат;

- развивать силу голоса и выразительность речи, пения;

- развивать мелкую моторику, мимику лица.

В логоритмике существуют два основных направления:

– Развитие неречевых процессов. Сюда входит совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма; активизация всех видов внимания и памяти.

– Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

В коррекционном обучении и воспитании детей с ОВЗ на логоритмических занятиях используются следующие методы:

1) Наглядно-зрительные:

- показ педагогом образца двигательных элементов;

- использование зрительных ориентиров при преодолении пространства (наглядных пособий, фотографий, картин и т.п.).

2) Тактильно-мышечные: включение в двигательную деятельность различных предметов (например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу). Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, например: педагог выпрямляет осанку прикосновением руки.

3) Наглядно-слуховые: звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме четверостиший, звуки музыкальных инструментов.

Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияние на организм ребенка. Особенно, если идет речь о детях с ОВЗ, страдающих речевой патологией.

Логоритмика позитивно влияет на эмоциональное состояние, создает положительное настроение, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы у ребенка с ОВЗ. Она способствует результативному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса. У детей с речевой патологией есть грубые нарушения слухового восприятия, недоразвитие ритмического и фонетического слуха, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Дети с речевой патологией испытывают трудности при воспроизведении ритмической структуры слов, стихотворных текстов.

Решение данных задач упрощается за счет взаимосвязи и тесного взаимодействия трех основных компонентов: ритма, слова и движения.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.

Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти.

При использовании учителем-логопедом логоритмических приемов на своих занятиях, важно учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Можно выделить основные виды логоритмических упражнений, которые я использую на своих занятиях:

1. Интонационное и коррекционное произношение.

2. Фонетическое (слуховое) восприятие.

3. Артикуляционные упражнения.

4. Песни без музыкального сопровождения.

5. Игры на музыкальном инструменте.

6. Регулировка мышечного тонуса.

7. Упражнения, формирующие ориентировку в пространстве.

На всех занятиях следует соблюдать правила последовательности работы: сначала дети разучивают слова или стишки после того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует ежедневно повторять уже усвоенный материал.

Ритмическую разминку я всегда начинаю с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, с точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваю с детьми шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее мы переходим к легкому бегу, чередованию ходьбы с бегом, выполняем прыжки и галоп; отрабатываем элементы физкультурных и танцевальных движений.

Цель ритмической разминки - внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитываются: координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; вырабатывается правильная осанка; формируются навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения; выполняются различные задания на ориентировку в пространстве.

В качестве упражнений на развитие внимания я включаю: упражнения на переключение внимания, на увеличение объема внимания, развитие устойчивости и распределения внимания.

Для развития переключения внимания использую смену движений, которые сопровождаются разными музыкальными отрывками. Устойчивость внимания развивается у детей с ОВЗ путем наблюдения за движениями учителя-логопеда и в процессе самостоятельного, последовательного повторения этих движений.

В упражнения на увеличение объема  внимания я включаю воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняют сразу два или более действий, например: по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, а в другую – мячик.

Для регулирования мышечного тонуса я предлагаю детям задания на чередование расслабления и напряжения мышц. Например, поочередно раскачивать, потряхивать ногами и руками, вращать кистями рук, выполнять наклоны под музыку, осуществлять имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. Использую  специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состоят из серии последовательных действий.

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма: На логопедических занятиях я разучиваю с детьми различные движения и построения, перестроения под музыку. Дети выполняют упражнения с предметами, разучивают этюды. Люблю использовать отхлопывание и отстукивание ритмов, пропевание слов в ускоренном, либо замедленном ритме.

Постоянно мною проводится работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, причем дети должны не только правильно выполнить сами движения, но и уметь объяснить словами, почему они так сделали.

Упражнения на развитие координации движений. При выполнении этих упражнений формируется навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они могут проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивается речевой текст, затем движения. Это могут быть упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.

Пение также очень полезно для детей с речевыми нарушениями, оно прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемых песен должна проводиться работа по коррекции устной речи, автоматизация и дифференциация поставленных логопедом звуков.

Еще один вид логоритмических упражнений, которые можно использовать на логопедических занятиях – упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводятся в игровой форме, с проговариванием текста, можно сюда включить и  игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах.

Следующий вид логоритмических упражнений – это упражнения для развития у детей речевых и мимических движений. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики, на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Эту работу учитель-логопед может проводить как на своих занятиях в виде отдельных упражнений, так и во время совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя в музыкальном зале.

В качестве заключительного этапа работы я провожу упражнения на мышечное расслабление, а также упражнения для развития дыхания.

В качестве итога логоритмической работы в конце месяца можно организовывать утренник, в котором дети покажут отработанные  инсценировки, можно использовать и  индивидуальные выступления детей.

Таким образом, логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует преодолению речевых расстройств, развивает неречевые процессы, такие как координация движений, правильное дыхание, музыкальность, способствует развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, произвольности, общего физического развития детей. Она соответствует требованиям ФГОС, так как способствует реализации целевых ориентиров (возможных достижений ребенка). Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.

 

Список литературы: 

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов. М.: Астрель, Владимир, 2010.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN