Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы
Development of creative thinking in older preschool children using the Droudly technique
Автор: Акимова Ксения Александровна
ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия
E-mail: ksenakimova@yandex.ru
Akimova Ksenia Aleksandrovna
Kindergarten № 87, Saint Petersburg, Russia
E-mail: ksenakimova@yandex.ru
Аннотация: Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности дошкольника. Все чаще перед педагогами ставится задача – развитие функциональной грамотности у своих воспитанников. Функциональная грамотность включает в себя в том числе и умение креативно мыслить. В статье приведены примеры использования техники Друдлы для развития креативного мышления у детей дошкольного возраста.
Abstract: Modern society makes more and more demands on the development of a preschooler's personality. Increasingly, teachers are faced with the task of developing functional literacy in their pupils. Functional literacy includes, among other things, the ability to think creatively. In the article I give examples of the use of the Droud technique for the development of creative thinking in preschool children.
Ключевые слова: креативное мышление, образное мышление, игровая технология Друдлы.
Keywords: creative thinking, imaginative thinking, game technology Doodles.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Развитие способностей ребенка - интеллектуальных, физических, творческих - залог его успешности в дальнейшей жизни. Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей. Специалисты утверждают, что сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач. В условиях современных подходов к образованию, где делается акцент на развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной.
В переводе с английского «креативность» - творить, создавать. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуации неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем.
Из множества форм развития креативного мышления дошкольников, а это и проектная деятельность, художественное и литературное творчество, различные виды игр, мне бы хотелось выделить технику «Друдлы». Данная техника позволяет расширить рамки сознания, выйти за грань обычного и привычного, тем самым развить воображение. Запустить мыслительные процессы для переработки массы информации, научиться смотреть на мир без ярлыков, найти креативный подход ко всему окружающему и происходящему вокруг.
Что такое Друдлы?
Значение слова Друдлы – комбинация трех английских слов – каракули, рисунок, загадка. По существу, Друдлы – это графические головоломки, которые имеют множество вариантов ответа. Причем, неправильных ответов и решений здесь просто не бывает!
Для использования данной техники в своей работе вам понадобится минимум необходимых материалов – белые листы бумаги и черный карандаш, а лучше маркер или толстый фломастер для более четкой прорисовки силуэтов, фигур, линий.
Цель: Использование карточек Друдлы для самостоятельного создания новых образов и накопление словаря детей, для активного взаимодействия детей в процессе игры.
Использование техники Друдлы помогает решить следующие задачи:
- развивать воспроизводящее, пространственное мышление, смекалку;
- развивать кругозор, расширять знания об окружающем мире;
- учить классифицировать предметы по общему признаку;
- побуждать детей к самостоятельной игровой и творческой деятельности;
- воспитывать желание помогать друзьям в выполнении заданий, умение выполнять задания сообща.
Игры с карточками Друдлы:
«На что похоже?» Формировать умение видеть в Друдлах собирательные символы.
«Веселая зарядка» Учить детей осуществлять переводы графических знаков в язык движений.
«Посади огород» Учить детей использовать карточки-заместители.
«Какая завтра погода» Учить детей ориентироваться на условные символы и знаки.
«Придумай сам» Учить детей соотносить элементы графического изображения с воображаемым образом.
«Загадываем загадки» Учить детей соотносить описание предметы с его графической формой.
Этапы работы с техникой «Друдлы»:
1. Знакомство детей с данной техникой я начинаю с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где вместе с детьми дорисовываем недостающие детали.
2. Игра «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок.
3. После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, можно приступать к карточкам – Друдлам
4. Затем можно с детьми придумывать рассказы по уже известным (отгаданным) Друдлам.
5. И последний этап работы – это рисование самими детьми Друдлов на заданную тему.
В заключение хотелось бы отметить, что технику Друдлы можно использовать как организационный момент, можно использовать в образовательной деятельности, в закреплении пройденного материала. Опираясь на практический опыт я могу сделать вывод о значительной эффективности методики использования игровой технологии Друдлы и рекомендовать коллегам к применению в профессиональной деятельности,так как при минимуме затрат (финансы время и трудоемкость) они получат максимальный результат выражающийся в уровне развития дошкольников.