Развитие творчества у дошкольников при обучении игре на музыкальных инструментах

Дата публикации: 2018-11-12 09:05:52
Статью разместил(а):
Рокач Ольга Анатольевна

Развитие творчества у детей дошкольного возраста при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Development of creativity in children of preschool age in a learn to play children's musical instruments

 

Автор: Рокач Ольга Анатольевна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 4», г. Болхов Орловской области

E-mail: ds_detsad4bolhov@mail.ru

Rokach Olga Anatolievna

Music Director Kindergarten № 4, Bolkhov, Oryol oblast

E-mail: ds_detsad4bolhov@mail.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по развитию музыкального творчества у детей дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных организаций. 

Abstract: the article presents the musical experience head for the development of musical creativity in children of preschool age. The material is intended for educators and music executives preschools.

 

Ключевые слова: развитие детского музыкального творчества, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Keywords: development of children's music creativity, musical-rhythmic movements, children musical instruments.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Образовательная программа в детском саду наряду с такими  видами музыкальной деятельности, как пение, музыкально-ритмические движения и слушание музыки, включает обучение детей игре на различных музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности интересен и ценен для общего развития дошкольников. В процессе обучения игре на инструментах у детей активизируется слух, развиваются  эстетический вкус, чувство ритма, тембра, динамики, музыкально-слуховые представления. Все это расширяет возможность для развития детского творчества.

Первое знакомство со звучанием металлофона происходит в младшей группе. На занятии играю знакомые всем песни. Дети угадывают их и исполняют под  аккомпанемент. Малыши играют на барабане, чтобы разбудить мишку, который крепко спал (вечер развлечения «Игрушки в гостях у детей»). А погремушки, бубны знакомы детям с первых дней посещения детского сада. На занятиях, развлечениях использую дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Музыкальный мешочек».

В средней и старшей группах происходит более глубокое знакомство детей с металлофоном, техникой игры на нем, осваивание несложных ритмических рисунков. В этом помогает музыкально-дидактическая игра «Музыкальные молоточки».

Трудно научить детей правильно держать молоточек. От усердия они сильно сжимают его, поэтому при игре получается некрасивый «грязный» звук. Прошу ребят взять молоточек тремя пальцами, осторожно, как будто он стеклянный, и постучать сначала по ладошке, чтобы понять, как должен отскакивать молоточек.

Дети сравнивают металлофон с барабаном, бубном, погремушкой: находят разницу в звучании.

На одном из занятий обращаю внимание детей на домики, в которых живут звери-музыканты: зайка играет на барабане, мишка - на бубне, петушок – на погремушке, кукла  - на металлофоне. Дошкольники угадывают инструмент, кто играет на нем, а после этого поют для зверушек любимые русские народный песни: «Петушок», «Зайка» и др.

В работе с детьми часто использую музыкальные игры с погремушками, с бубном. Дети быстро учатся определять разницу в звучании инструментов, находить их по внешнему виду. Для закрепления навыка провожу следующие музыкально-дидактические игры: «Отгадай, на чем играю», «Чудесный мешочек». Предлагаю творческие задания: передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поет мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается. Эти занятия помогают познакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

Кроме игр использую в работе попевки с продолжение ритма на одном звуке, например:

Взрослый: Наши уточки с утра -

Дети: Кря-кря-кря.

Взрослый: Наши гуси у пруда -

Дети: Га-а-га.

Взрослый: Наши курочки в окно -

Дети: Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко.

На последующих занятиях придумываем различные простейшие ритмы, обыгрывая игрушки: идет медведь, скачет зайка, идет лошадка, усталая или веселая, птички летаю, много или одна, дождик идет сильный или мелкий, кукла ходит или бегает, часы идут.

Для того, чтобы дети усвоили навыки совместных или поочередных действий, провожу такие игры, как «Поезд» (раздаю детям кубики), «Эхо» (дети хлопают ладонями и кулачками),  игра с петрушкой (хлопают по коленям). Провожу игру с ежиком, который приглашает детей к себе в гости.

Пойдем по дорожке прямой,

Вы дети, идите со мной, (идут, ударяют ножками)

Слышите, дятел стучит о сучек:

Тук-тук-тук-тук, (играю на пианино)

И мы повторяем этот звук (хлопают в ладоши)

Сейчас  по тропинке свернули на право.

Увидели зайца, он прыгнул в канаву,

А ножки стучали; туки-туки-туки (играют калатушки)

Дети повторяют этот звук (играют палочками). Ежик встречает детей, играет с ними. Вместе поют песни. «Возвращаясь» в детский сад,  дети идут, ударяя носками ног.

Вот и вышли из леса – кругом тишина,

Только стучат два веселых бобра.

Тук-тук да тук, тук-тук, да тук.

После таких занятий переходим к ритмизации слов: предлагаю детям угадать, кого я позвала: Ок-са-ну или Сла-ву, Се-ре-жу или Ка-тю. Определив  по ритмическому рисунку свое имя, ребенок подходит к инструменту и повторяет его.

В дальнейшем задания усложняются: предлагаю детям позвать друг друга ласково, сердито, используя различные инструменты. Так, Сережа выбрал металлофон и сыграл: Сла-вик, Дима играл на погремушке: Са-шень-ка. Игорь решил позвать свою мама и играл на бубне: ма-моч-ка. Таня выложила на фланелеграфе имя сестрички.

На следующем занятии постаралась заинтересовать детей сказкой «Случай в лесу». В ней рассказывается о девочке Оле, которая пошла в лес с подружками и заблудилась. Она ласково стала звать своих подружек: А-у! А-у! (играли на металлофоне). Вдруг Оля услышала, как кто-то грубым, сердитым голосом покричал «У-у»! Я иду и тебя заберу!» (звучит барабан). Испугалась Оленька и спряталась за кустами. Видит, как вышел из леса медведь. Идет, сучья ломает… Но не заметил он Оленьку и прошел мимо. Тогда Оля снова стала звать своих подружек: «А-у!» (игра на металлофоне). Постепенно появлялись другие персонажи; волк, лиса, заяц, темы которых передавались на различных инструментах. В конце сказки Оля встретилась со своими подружками.

Когда дети усвоили ритм слов и научились их воспроизводить на различных инструментах (барабане, погремушках, металлофоне и т.д.), переходим к четверостишиям и  потешкам. 

 Например:  Научились мы считать.

                     Раз, два, три, четыре, пять!

или

                    Еду, еду я домой

                    На машине грузовой.

Не все дети легко справляются с заданием. Наташа, Лена, Света спели правильно, а ударов по инструменту сделали больше, чем нужно. С этими детьми работаю индивидуально. Предлагаю им внимательно прослушать произнесенное имя, пропеть его, прохлопать. Даю и простые ритмы, ударяя карандашом по столу или топая носком ноги, а детей прошу повторить.

Дети средней группы знают, что звуки бывают высокие и низкие. На музыкальных занятиях учимся различать звуки по высоте, сравниваем их звучание с пением маленькой и большой птицы.
Обратив внимание детей на расположение пластинок металлофона, их величину и звучание, знакомлю с расположением низких и высоких звуков. Дети быстро запоминают  и безошибочно играют на металлофоне. Когда показываю большую утку, Слава играет на большой пластинке два раза: «Кря-кря». Если надо изобразить маленькую уточку, дети играют на маленькой (высокой) пластинке 2 раза. Для закрепления этого навыка провожу игры: «Чьи детки», «Кто в домике живет», «Кто как поет». В музыкально-дидактических играх закрепляются навыки игры на инструментах.

В старшей группе продолжаю обучение игре на ударных инструментах. При этом даю возможность дошкольникам самим передавать ритмический рисунок так, как они его слышат. Ведь умение прислушиваться друг к другу очень важно для совместной игры в оркестре. В этой группе учу играть на музыкальных инструментах, передавая динамические изменения в музыке. Дети сами ищут способы извлечения звука, стараются играть тихо, громко, очень громко. Очень полезны упражнения с заданиями: хлопки плоскими ладошками и согнутыми, шлепки по камням, щелчки.

В старшей группе предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка:

1. Сочинить марш и сыграть его (на бубне, барабане).

2. Придумать музыкальный рассказ «Кто живет в лесу?» т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя.

3. Игра «Эхо» (один ребенок передает любой ритм, другой должен его повторить). 

Для самостоятельного музицирования в группе изготовлены карточки и альбомы с нотами знакомых песен.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются: дети должны знать и играть песенки, построенные на широких интервалах, знакомятся с новыми инструментами. Им нравится «обследовать» инструмент: определять, на что он похож, что напоминает по звучанию, как можно играть на нем.

На музыкальных занятиях дети не только сами играют, но и слушают грамзаписи инструментальной, оркестровой музыки: учатся различать тембры новых музыкальных инструментов, звучащих в оркестре.

 

Литература:

1.     Вайнфельд О. А. Импровизация – это творчество. // Журнал Дошкольная педагогика, № 6, 2003.

2.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

3.     Волкова А. Развитие творческих музыкальных способностей. //  Журнал Дошкольное воспитание, № 4, 1986.

4.     Михайлова А. Развитие музыкальных способностей детей. – М.: Академия развития, 1997.

5.     Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.

6.     Рыбкина И. Нужно ли развивать музыкальное творчество детей. //Журнал Дошкольное воспитание, № 12, 1988.

7.     Рачинская Т. Музыка в работе с детьми. // журнал Дошкольное воспитание, № 2, 1984.

8.     Разина Т. М. Русское народное творчество. – М.: изобразительное искусство, 1997.

9.      Радынова О. П. Музыкальные шедевры. // Авторская программа и методические рекомендации. – М.: 1999.