Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

     
kn publ 1       kn publ 2
     
     
kn publ 3       kn E
     

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников на занятиях физической культуры

Дата публикации: 2023-03-27 01:55:03
Статью разместил(а):
Семёнова Елена Михайловна

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников на занятиях физической культуры

Development of independence and initiative in preschoolers in physical education classes

 

Автор: Семенова Елена Михайловна 

ГБДОУ "Детский сад 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: Lenys1970@mail.ru 

Semenova Elena Mikhailovna

Kindergarten87, St. Petersburg, Russia

E-mail: Lenys1970@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по развитию самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении.

Abstract: This article presents the experience of working on the development of independence and initiative in physical education classes in a preschool institution.

Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, физическая культура, дошкольники.

Keywords: independence, initiative, physical education, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

  

Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

Способы поддержки детской инициативы в двигательной активности:

1. Создание условий.

2. Позиция педагога.

3. Формы организации деятельности.

При работе с детьми применяю разнообразные формы на занятиях по физическому развитию.  

Перед входом в спортивный зал спрашиваю детей, как они хотят войти в зал. Дети перечисляют способы: самым высоким, самым низким, сперва мальчики, а потом девочки, мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, мальчик с девочкой. Дети сами делают выбор, перестраиваются и заходят в зал.

Один раз в месяц провожу утреннюю зарядку по интересам, для этого заранее спрашиваю у детей, с чем они хотят позаниматься на следующей зарядке. Дети предлагают свой выбор. Например, дети выбрали координационную лестницу и в следующий раз дети не только занимаются с координационной лестницей, но и показывают свои способы выполнения.

Каждое занятие в физкультурное зале начинаю с группового приветствия, настраивающего детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное планирование предстоящей деятельности.

В начале каждого занятия дети  играют в игры на развитие внимания для самовыражения, проявления самостоятельности и инициативы, такие как: «Снежинки», «Стыковка», «Ракеты», «Реки и озёра», «Снег, лёд, кутерьма». «Цапля и лягушка» и многие другие.

Например: Во время выполнения ходьбы (бега) врассыпную на  сигнал «Снежинки» дети образуют по одному, в парах, тройках  и в разных исходных положениях «Снежинки».

Перед игрой «Стыковка» дети находят себе пару и договариваются между собой, кто из них будет «Космическим кораблем», а кто «Космической станцией». «Космические корабли» передвигаются по залу подскоками, врассыпную, «Космические станции» стоят на месте. На сигнал «Стыковка» «Космические корабли» сами выбирают как (какими частями тела) они будут пристыковаться (ладошками, спиной или ногами).

Во время выполнения ходьбы (бега) врассыпную на сигнал «Ракеты» дети останавливаются и изображают различные космические летающие аппараты.

Во время выполнения ходьбы (бега) врассыпную на  сигнал «Ручейки!» дети формируют свои ручейки с разным количеством детей, встают в колонну, руки ставят на плечи, впери стоящему,  и продолжают бег в разных направлениях, на сигнал «Озера!»  останавливаются  и делают круг с разным количеством участников по своему желанию. На сигнал «Капельки!» разбегаются в разные стороны и выполняют различные движения по своему выбору.

Во время игры «Снег, лёд, кутерьма!». Дети двигают поскоками, врассыпную и хором произносят слова «Снег, лёд, кутерьма! Здравствуй, зимушка-зима. На сигнал «В пары вставайте, и примерзайте!». Дети находят себе пару и «примерзают» любыми частями тела, каждый раз по своему желанию меняют партнера и части тела. 

Во время ходьбы, (бега) врассыпную в  игре «Цапля и лягушка» на сигнал «Цапля и лягушка» дети останавливаются, и сами выбирают свой образ «Цапля»  или «Лягушка». Потом считаем и сравниваем кого больше цаплей или лягушек. Затем «Цапля» и «Лягушка» выполняют движения согласно своему образу.

В младших группах во время выполнения ОРУ дети самостоятельно выполняют последний повтор упражнений, в старших группах не только предлагаю детям самим придумать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть), но и   самим выбирать спортивные атрибуты и придумать  упражнения для определённой части тела. Например, одни дети выполняют упражнения с маленьким мячом, а другие с большим мячом  или кубиками.

Пространство физкультурного зала разделила на секторы: сектор «Равновесие», сектор «Метание», сектор «Прыжки», сектор «Весёлый мяч», сектор «Лазанье». 

Для выполнения основных видов движения дети разделяются на подгруппы и выбирают секторы, находясь в котором, дети действуют по выбранной схеме. Например, в секторе «Веселый мяч», дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, броски мяча в обруч, через веревку, подбрасывание и ловлю мяча, упражнения из «Школы мяча».

Например, «Сегодня в секторе «Весёлый мяч» появился баскетбольный мяч, предлагаю поупражняться в забрасывание мяча в кольцо». Через определенное время по свистку дети меняются секторами и карточками. У детей всегда есть возможность самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты.

После подведения итогов занятия предлагаю детям самостоятельно придумать движение и выйти из зала разными способами: на носках, на пятках, одна нога на пятке, вторая на носке.

 

Литература:

1. Котенева О.Н. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО / О.Н. Котенева, Л.К. Талькова. Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 30-32.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.

3. Юдина Е.Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – Москва: Рыбаков фонд 2019. – 135 с.

4. Михайлова-Свирская Л.В. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования «Детский совет» / Л.В. Михайлова-Свирская. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2018. – 80.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN