Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказкой

Дата публикации: 2018-11-13 14:20:57
Статью разместил(а):
Яковлева Ирина Юрьевна

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе работы над сказкой

The development of creative imagination in children of preschool age in the process of working on a fairy tale

Автор: Яковлева Ирина Юрьевна

МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок», р.п. Тоншаево, Нижегородская область.

E-mail: Yakovlevairina84@mail.ru

Yakonleva Irina Yuryevna

Kindergarten № 1" Teremok ", Tonshaevo, Nizhny Novgorod region.

E-mail: Yakovlevairina84@mail.ru

Аннотация: Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент для развития и творческого  воображения.

Abstract: A fairy tale is an amazing tool for working with the inner world of a child, powerful in its psychological impact, a powerful tool for development and creative imagination.

Ключевые слова: сказка, творчество, воображение.

Keywords: fairy tale, creativity, imagination.

Раздел: Дошкольное образование.

В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Этот период наиболее благоприятный для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, именно поэтому важно не упустить этот период. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Большую роль в формировании  познавательной сферы ребёнка воображение играет, а развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Благодаря появлению воображения меняется вся жизнь ребенка.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. 

Сказка — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент для развития и  творческого  воображения.

Очень важно для развития воображения, привить ребенку любовь к чтению. Читая, ребёнок представляет себе содержание книги, мысленно воссоздавая образы. Желательно, чтобы книга, которую ребенок читает, не была экранизирована. В противном случае, ребенок представляет увиденное в мультфильме или фильме, при этом снижается интерес, интрига концовки, ребенок не фантазирует.

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность.  Научить ребенка мыслить творчески несложно. Главное найти к нему правильный подход – предложить развивать творческие способности в игровой форме. Вы можете играть в игры с ребенком вдвоем или подключить в процесс других малышей. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно.

При работе со сказкой использовались традиционные методы и приемы (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам), использование  инновационных  методов, таких как элементов РТВ ТРИЗ, моделирование сказок.

1. «Рассказ о конкретном персонаже».

Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий.

Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

2. «Заканчиваем сказку».

Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.

Цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

3. «Сказка с помощью картинок».

Суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг.

Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

4. Сочините сказку «по цепочке».

Каждый участник по очереди придумывает предложение, логически вытекающее из предыдущего. Получается очень интересная и веселая история.

5. «Инсценируем сказку».

Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.

Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

6. «Как можно изменить сказку».

Придумай сказку «Красная Шапочка не поверила волку и поступила по - своему …»

«Золушка не успела покинуть бал, а осталась …»

«Вытянули репку и нашли … КЛАД»

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что …» и т.д.

7. «Коллаж из сказок».

Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».

 

Сказка «Терем-теремок»

Стоит в лесу «Терем-теремок» он ни низок, ни высок, как по лесу Баба-Яга в ступе  летит, увидела теремок, остановилась и в дверь стучит.

- Кто, кто в теремочке живёт?

- Я Красная Шапочка, а ты кто?

- А я Баба-Яга. Пусти меня в теремок жить.

- А что ты умеешь делать?

- Печку топить.

- Заходи.

И стали они вдвоём жить. Самовар согрели, и стали чай пить и вдруг в дверь кто-то постучал.

- Кто там?

- Это я пастух.  Пустите меня переночевать, а то я заблудился.

- А что ты умеешь делать?

- Дрова колоть.

- Хорошо заходи. И дрова нам наколи.

И стали они втроём жить.  Пастух пошёл дрова колоть, Баба-Яга стала печку топить. Вдруг кто-то постучал в дверь.

- Кто там?

- Это я зайчик. Пустите меня за мной лиса, гонится. Вот-вот поймает.

- А что ты умеешь делать?

- Песни петь.

- Заходи с тобой веселее будет, а лису пастух прогонит.

Зашёл заяц в теремок, а тут снова раздался стук в дверь.

- Кто там? Спрашивает Красная Шапочка.

- Заяц мимо не пробегал?

- Мимо теремочка он пробежал. Отвечает пастух, выходя на крылечко.

Так побежала лиса дальше, зайца искать.

Все жители теремка сели чай пить, а заяц стал песни петь, и всём стало весело.

Вдруг откуда ни возьмись, подул сильный ветер. Раздался сильный треск и шум. Все жители выскочили на улицу. И только они выбежали, как  дерево упало на их теремок и раздавило. Посидели, погоревали и стали они новый теремок строить все вместе крепче и больше. Построили новый  теремок и стали они жить поживать и добра наживать.

 

Литература:

1.    Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. 

2.    Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. 

3.    Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка-Пресс, 2003. 

4.    Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986 

5.    Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2.

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN