Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Роль сюжетно-ролевых игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Дата публикации: 2023-03-29 22:34:58
Статью разместил(а):
Ежова Алла Вячеславовна

Роль сюжетно-ролевых игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников

The role of plot-role-playing games in the social and communicative development of preschoolers

 

Автор: Ежова Алла Вячеславовна

ГБДОУ "Детский сад № 87 Красносельского района", Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: scarlet84@bk.ru

Ezhova Alla Veacheslavovna 

Kindergarten № 87, St.-Petersburg, Russia.

e-mail: scarlet84@bk.ru

 

Аннотация: В этой статье автор описывает проблему недостаточного внимания современного воспитателя к сюжетно-ролевым играм, а также пытается найти причины и решения этой проблемы.

Abstract: In this article, the author describes the problem of insufficient attention of a modern educator to plot-role-playing games, and also tries to find the causes and solutions to this problem.

Ключевые слова: Сюжетно-ролевые игры, игровая деятельность, игровые технологии.

Keywords: Plot-role-playing games, gaming activities, gaming technologies.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

В педагогической литературе очень много говорится об игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Никто не спорит с тем фактом, что вся образовательная деятельность должна строиться на игровых технологиях. Но почему-то на практике педагоги часто отдают предпочтение одним и тем же видам игр при этом недооценивая значение других.

Например, несправедливо забытыми зачастую оказываются сюжетно-ролевые игры. Педагоги не любят включать их не только в совместную образовательную деятельность, аргументируя это сложностью подготовки и организации в условиях ограниченного промежутка времени, но и не дают возможности для этих игр в свободной деятельности, боясь, что дети увлекутся, будут вести себя шумно, разбросают игрушки, я слышала даже мнение, что «дети от этих игр тупеют».

Действительно для сюжетно-ролевых игр требуется определённая свобода для перемещения по группе, для выбора партнёров по игре, необходимых атрибутов, в результате чего естественным образом возникает и шум, и беспорядок. Куда как приятнее для взрослых, когда дети сидят за столами, собирая паззлы или раскладывая мозаику. К тому же дети, особенно младшего дошкольного возраста, ещё не умеют самостоятельно качественно и быстро организовывать игру, для выбора сюжетной линии, распределения ролей, решения различных конфликтных ситуаций, когда происходит столкновение интересов, требуется вмешательство и помощь воспитателя. Ведь дети, как это думают некоторые взрослые, покупая новую игрушку и считая, что родительский долг по развитию своего малыша на этом закончен, не умеют с рождения играть.

Этому умению их тоже нужно учить, и учить именно в совместной деятельности. Поэтому те же взрослые удивляются, что у ребёнка столько игрушек, а он ни во что не играет, «иди, поиграй» говорят они ему. А он не умеет, не знает, как это делать, никто не показывал ему. И самое печальное, что и родители, также как и воспитатели, недооценивают значимость этого процесса. Они тоже жалеют тратить на это силы и время. В итоге мы получаем взрослых, которые в детстве не доиграли, со всеми вытекающими из этого социальными и психологическими проблемами.       

А чем же чревата это «недоигранность» в детстве? Во-первых, сюжетно-ролевая игра – это в первую очередь игра в жизнь, то есть ребёнок, примеряя на себя различные социальные роли, учась договариваться друг с другом, преодолевать какие-то конфликтные ситуации, готовится ко взрослой жизни. Когда его интересы сталкиваются с интересами других детей, он пытается найти компромиссы, учится контролировать своё поведение, сдерживать свою импульсивность, учиться отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, у него формируется характер и умение жить в обществе. То есть недооценивая значимость сюжетно-ролевых игр, мы рискуем получить человека, имеющего проблемы с выстраиванием взаимоотношений с социумом.

Во-вторых, дети, играя, не просто подражают взрослой жизни, а они комбинируют свой личный опыт, свои впечатления от данной житейской ситуации с тем, что могло бы быть, и даже с тем что не могло бы в реальной жизни, привнося в житейскую ситуацию элементы необычности, выходя за грань реального мира. Это проявляется и в выборе сюжета для игры (например, папа уходит на работу в космос), и в создании атрибутов для игры (придумывания космического костюма для папы, космического корабля из подручных средств: стульев, покрывалов и т.д.). Это всё бесспорно способствует развитию воображения дошкольника. И вот в чём парадокс: чем меньше у ребёнка игрушек, тем больше у него возможностей для развития воображения, так как приходится постоянно комбинировать и придумывать новые способы применения старым игрушкам, а самой лучшей игрушкой во все времена считается коробка, которая может быть и космическим кораблем, и домиком, и подводной лодкой.

Таким образом, результатом недостатка сюжетно-ролевых игр в детстве станет человек со скудным воображением. Уже мы пожинаем плоды развития информационных технологий, когда ребёнок, ещё не умея говорить, умеет скачать игру на планшет. Было бы это здорово, если бы у современных детей игра с гаджетами не заменяла бы все остальные виды деятельности. Предложи современному ребенку выбор между игрой на планшете (телефоне) и игрой в «дочки-матери», девять из десяти выберет планшет (телефон). А потом, зачастую уже в школе, мы хватаемся за голову, слушая устные ответы детей и читая их сочинения. Дети не только не могут придумать что-то оригинальное, своё, но даже просто сформулировать свою мысль.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию мыслительных операций, расширению словарного запаса и развитию диалогической речи дошкольников. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие дошкольника колоссально. Недаром ещё Д.Б. Эльконин говорил о сюжетно-ролевой игре, как о ведущей деятельности дошкольного возраста. Исследования Эльконина дали большой толчок в раскрытии психологической природы игры, внесли посильный вклад в разработку проблем психологии игры. Д.В. Менджерицкая также подчеркивает положительное влияние сюжетно-ролевой игры на развитие самостоятельности ребёнка, вводит понятие «творческая игра». А Л.С. Выготский определял игру и её сущность, как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребёнка.

Так почему же осознавая всю важность и значимость сюжетно-ролевых игр, педагоги так мало внимания уделяют этому виду игр? Одной из причин является сложность в организации данного процесса. Как уже было упомянуто выше, для организации сюжетно-ролевой игры зачастую детям нужна помощь, поэтому воспитателю нужно заранее продумать сценарий игры, который смог бы увлечь детей, подготовить атрибуты или материалы, из которых можно было их сделать.

Другой, не менее важной, причиной является недостаток времени. Для организации и проведении полноценной сюжетно-ролевой игры нужно достаточно много времени. И тех десяти минут, которые остаются между завтраком и непосредственной образовательной деятельностью, либо вторым завтраком и прогулкой катастрофически не хватает. Ребёнок только начинает вживаться в выбранную роль, выстраивает игровой сюжет, как мы громким «Убираем игрушки» возвращаем его к реальности.

Так что же делать? В первую очередь воспитателю нужно планировать сюжетно-ролевую игру и поначалу не только активно помогать в распределении ролей, в подготовке атрибутов, в развитии сценария, но и становиться участником этой игры и на своём примере показывать детям, как играть. Со временем конечно степень участия воспитателя в игре будет всё меньше и меньше, дети научатся самостоятельно выбирать сюжет и распределять роли. Тогда воспитатель может уже выступать советчиком, усложняя сценарий, добавляя какие-то новые элементы в него.

Кроме того нужно выделить под сюжетно-ролевую игру достаточно времени. Лучше всего её проводить во второй половине дня: после полдника и до прогулки. Как правило это время является наиболее свободным у детей. Ну и конечно запастись терпением. Некоторые сюжеты больше понравятся детям, некоторые они отвергнут, непременно будут возникать конфликтные ситуации, которые придётся помогать решать воспитателю. Но если проводить эту работу систематически, все дети вскоре полюбят играть, ведь это так естественно для них.

 

Список литературы:

1. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

2. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) // Ребёнок в детском саду, 2006, № 5. С.83

3. Менджрицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / М.: Просвещение, 1982.

4. Эльконин Д.Б. Психология детской игры. 2-е изд. М.:Просвещение, 1999. 300с.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / М.: Линка-Пресс, 2009. 96с.

  

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN