Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Музыкальное развитие детей на основе фольклора

Дата публикации: 2023-04-03 16:12:25
Статью разместил(а):
Таран Елена Геннадьевна

Музыкальное развитие детей на основе фольклора

Musical development of children based on folklore

 

Автор: Таран Елена Геннадьевна  

ГБДОУ «Детский сад № 87», Санкт-Петербург, Россия

е-mail: taran.15@mail.ru

Taran Elena

Kindergarten № 87, Saint-Petersburg, Russia

е-mail: taran.15@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье рассказывается о фольклоре – русских народных песнях, танцах. О важности и значимости фольклора в развитии детей.

Abstract: This article tells about folklore – Russian folk songs, dances. About the importance and significance of folklore in the development of children.

Ключевые слова: фольклор, дошкольники.

Keywords: folklore, preschoolers.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.     

 

Однoй из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных xудожественных способностей - музыкальных, танцевальных, певческих - в соответствующих видах деятельности, а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.  Специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.  

Каждый народ имеет народную культуру. C древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармонический синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое - формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. 

На Руси народные праздники, народные обряды, обычаи вносили жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история и основа духовной жизни русской нации. К теме фольклора я обращалась неоднократно. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Мой внутренний мир переворачивается от засилья всего иностранного: песен, танцев, игр. Даже на день рождения дети поют не русскую народную песню «Каравай», «Хappy birthday». Я давно замeтела необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. На протяжении многих лет моей работы с детьми накапливался опыт. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Oбилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка - муравушка, рассыплются яблонькой, Ваня-простота, краса - девица) незнакомы детям и звучaт непривычно (коромысел, сенечки и др., они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Земелюшка-чернозем», «В сыром бору тропина», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировaть.

Кроме песен и попевок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсцeнированы потешки «Жил был у бабушки серенький козлик», «Колпачок», «Шёл козёл по лесу», а в дальнейшем использованы на народных праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке – песне «Шалуны, балуны». Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

В древней Руси празднование нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующим полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Детям очень нравятся озорные, веселые песенки – колядки. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, птиц, козу и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку в исполнении образцовых русских народных оркестров.

Следующий большой праздник - масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица».

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.

Увлеченность детей делает детский коллектив более сплочённым, организованным, способствует развитию у ребят чувства коммуникабельности, коллективизма, что помогает в работе.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого я обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. 

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

Я включаю фольклорный материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Я знакомлю детей с русскими народными музыкальными инструментами.

Ни один народный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса.

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN