Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности

Дата публикации: 2018-11-14 08:51:24
Статью разместил(а):
Тамоян Екатерина Витальевна

Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности

Formation of elementary mathematical representation in integration with other activities

 

Автор: Тамоян Екатерина Витальевна

Воспитатель МБДОУ "ДС №238", г. Челябинск, Россия.

E-mail: sima262@mail.ru

Tamoyan  Ekaterina Vital`evna.

Kindergarten № 238, Chelyabinsk, Russia

E-mail: sima262@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме интегрированного подхода в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга; Педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития одновременно; Интеграция математического развития может осуществляться через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. С психолого‐педагогической точки зрения интеграция  способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, стимулирует их познавательную активность, является успешным условием для формирования целостной картины мира.

Abstract: The article is devoted to the problem of integrated approach in the formation of elementary mathematical concepts in preschool children. The essence of the integrated approach is the combination of knowledge from different areas on an equal basis, complementing each other; Teachers have the opportunity to solve several problems from different areas of development simultaneously; Integration of mathematical development can be carried out through all educational areas: social and communicative development, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development. From the psychological and pedagogical point of view, integration contributes to the activation of cognitive activity of preschool children, stimulates their cognitive activity, is a successful condition for the formation of a holistic picture of the world.

Ключевые слова: интеграция, образовательные области, ДОУ, ФГОС, ФЭМП. 

Keywords: integration, educational field.

Раздел: Дошкольное образование.

 

"Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного."

Аристотель

 

В связи с реформированием современной системы дошкольного образования и введением нового федерального государственного образовательного стандарта основополагающим принципом развития современного дошкольного образования выступает принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и предлагает  дошкольным образовательным учреждениям коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.  И по мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

Идея интеграции обучения берет свое начало в трудах Я.А. Каменского, утверждавшего: что интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция образовательных областей в дошкольном образовании направлена достижение такого педагогического продукта, который  обеспечит дошкольнику целостное  восприятие окружающего мира.

Новый стандарт  предполагает пересмотреть устоявшееся в теории и практике содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка.

Сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, но содержание НОД не всегда полезно и необходимо, это -как правило отрывочные сведения из разных областей науки

Из вышеизложенного вытекает актуальность интегрированного подхода, который объясняется целым рядом причин :

  • Интеграция способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности;
  • Интеграция побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
  • Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий;
  • Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга; Педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития одновременно;
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

Задачи интегрирования образовательных областей:

  • Формирование целостной картины мира.
  • Формирование более глубоких и разносторонних знаний и умений детей.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Развитие коммуникативных навыков  и творческих способностей.
  • Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новых знаний.

Какие же области можно интегрировать?

Интеграция математического развития может осуществляться через все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

Наиболее эффективная форма  интеграции это  сюжетно – ролевые игры (Магазин, Школа, Больница), которые необходимо наполнить новым математическим содержанием. А для этого требуется создать  игровые ситуации и условия, в которых бы возникло осознание практической необходимости в математических действиях. Обращая внимание детей на профессии, в которых счет и измерение выполняют одну из ведущих функций, педагог в доступной форме объясняет производственную необходимость этих операций и зависимость результатов деятельности взрослых от качества их выполнения.

«Коммуникация» прослеживается во всех образовательных областях. В основе интеграции лежит использование словесных игр и упражнений, наполненных математическим содержанием во всех формах работы с детьми: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Использование разнообразных литературных средств (сказки, истории, стихотворения, поговорки) способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений; многие  литературные произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. (Пример: « 12 месяцев» - описания цифр и порядковый счет; «Маша и медведи» - размерные отношения; «Гномы и великаны»- моделирование некоторых математических отношений и зависимостей.)  В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки и конечно загадки.

Такая образовательная область, как художественное творчество, используя свои методы и приемы, проникает в математику, и тем самым помогает решать ее задачи.  В основе лежит понимание детьми абстрактных математических понятий (цифры, счет, количество, время)  через конкретные образы искусства. (Пример: «пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур или «Веселые цифры»).

Интеграция математики и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. (Математические соотношения, упражнения и игры с порядковым счетом, п/и с математическим содержанием).

Положенные на музыку считалочки, песенки, игры, отражающие содержания математических единиц, временных и пространственных отношений. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. (Пример: в игре «Веселые нотки» дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким и считают количество звуков).

Продолжать осваивать математические представления можно не только на занятиях, но и в повседневной жизни, режимных моментах, самостоятельной деятельности. (Пример: Во время прогулок - отмечать какой нынешний день, месяц, время года и т.п.). Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуются использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину». Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела. Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети, не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Применение интеграции в ДОУ глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы, создает новые обучающие технологии и условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении/ Давыдов В.В.-Томск: Пеленг, 1992.-102с.

2. Адеева, Д. Б. Нормативное обеспечение ФГОС дошкольного образования [Текст] / Д. Б. Адеева // Дошкольная педагогика. — 2014 .— № 10 .— С. 19-22.

3. Трубайчук Л. В. Психолого–педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. – Челябинск, 2014. – 183 с.

4. Власенко Н.В., Шаталова Е.В. Математическое развитие дошкольников на основе интегрированного подхода // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 125-125;