Журнал для публикации статей Педагогов
(журнал в eLIBRARY.RU)
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2619-0338 Смотреть

Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 309-07/2018 от 23.07.2018г.

 
kn publ 2
 
 
kn publ 3
 
 
kn E
 

Сенсорная интеграция

Дата публикации: 2023-06-05 22:18:02
Статью разместил(а):
Гудкова Марина Владимировна

Сенсорная интеграция

Sensory Integration

 

Автор: Гудкова Марина Владимировна

ГБДОУ "Детский сад №120 Невского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: daf-95xf@mail.ru

Gudkova Marina Vladimirovna

Kindergarten 120 of the Nevsky District, St. Petersburg, Russia

E-mail: daf-95xf@mail.ru

 

Аннотация: Путем развития сенсорики ребенок получает механизм познания мира, поэтому недооценивать значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя.

Abstract: Through the development of sensory, the child receives a mechanism for cognition of the world, so the importance of stimulating sensory perception of the world cannot be underestimated.

Ключевые слова: сенсорика, ребенок, механизм познания мира, сенсорное восприятие.

Keywords: sensorics, child, mechanism of cognition of the world, sensory perception.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Если у ребенка, в силу каких-либо причин, имеется нарушение обработки сенсорных сигналов, то это приводит к дисфункциям в моторике, познавательном развитии и поведении. Поэтому методы сенсорной интеграции можно (и даже нужно) включать каждодневные детские занятия.

Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен известным американским психологом, эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах. Она считала, что: «Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств».

Нарушения сенсорной интеграции у детей (примеры таких нарушений):

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

· Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

· Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

· Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

· Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

· Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Упражнения по развитию сенсорного восприятия.

Сенсорная интеграция для детей обеспечивается комплексом упражнений, направленных на преодоление расстройств чувствительного восприятия. Упражнения разрабатываются индивидуально для каждого пациента на основе сенсорной диагностики. В общей совокупности в комплексе должны присутствовать упражнения на все основные виды восприятия:

- зрительного - стимуляция зрения при помощи ярких предметов, упражнения в затемненной комнате;
- обонятельного - стимуляция резкими и слабыми запахами;
- слухового - использование звуков различной интенсивности, музыки, природных шумов;
- вкусового - презентация раздражителей вкуса;
- тактильного - стимуляция пальцев, кистей, лица, поверхности тела;
- вестибулярного - кувырки, повороты, прыжки на пружинящей поверхности;
- проприочувствительность - определение положения тела в пространстве, стимуляция глубокого мышечного чувства.

Благодаря тщательно подобранным упражнениям для ребенка по сенсорной интеграции, он может улучшить:

- зрительные и слуховые способности;
- внимание и концентрацию;
- крупную и мелкую моторику;
- самооценку и самосознание.

Ниже я приведу несколько упражнений для развития сенсорной интеграции у детей.

Интеграционные упражнения для вестибулярной системы.

· «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

· «Веселая игра» Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза) Мошки поиграть решили. (растираем ладоши до тепла. 10- 15 секунд) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза) Кулачками покружили. (вращаем кулачками) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза) Кулачки они раскрыли. (раскрываем кулачки) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза) Пальчики в замок сложили. (переплетаем пальцы правой/левой руки) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза) Ручки лодочкой сложили (соединяем правую/левую руки) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши четыре раза). На ладошки надавили (руки перед грудью, ладошки соединены, делаем 3 -4 надавливающих движения).

Для развития зрительного восприятия нам могут помочь следующие предметы:

· Калейдоскоп

· Цветные стеклышки для разглядывания мира вокруг (так же можно использовать цветные пластиковые папки)

· Театр теней.

Слуховое восприятие мы тренируем чаще всего в совокупности с другими техниками.

· К примеру, в качестве самостоятельно используемых звучащих игрушек можно использовать небольшие емкости с наполнителем из круп, песка, камней и других натуральных материалов. Игра будет заключаться в поиске аналогично звучащего предмета.

Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать его мозг в целом. Если в наши занятия добавлять упражнения, направленные на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта, то путем тренировки мы сможем добиться увеличения скорости обработки сенсорной информации. Таким образом, включая в игру элементы сенсорной интеграции в каждодневные занятия детей мы помогает в развитии сенсорной интеграции что в дельнейшем позволит улучшить качество речи, способность к обучению, и даже нормализовать поведение и сон ребенка.

 

.   .   .   .   .   .   .

logo   Договор-оферта оказания услуг  
Правила публикации статей  
Архив выпусков  
Контакты  
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 – 72890 от 22.05.2018г.
  svid smi
  Договор-оферта с автором статьи   Свидетельство о публикации   Оплата публикаций   Обратная связь  
Свидетельство периодического издания:
ISSN 2619-0338
  svid ISSN